Афганская Ловушка
Сколько советских солдат до сих пор официально в афганском плену?
Завершившаяся 15 февраля 1989 года афганская война унесла, по разным данным, жизни от 15 031 до 26 000 советских военнослужащих. Но не все те, кто официально считался живым, смогли вернуться домой – 417 советских солдат попали в список пленных и пропавших без вести. За прошедшие тридцать лет с момента вывода войск с территории Афганистана число солдат, которые по-прежнему числятся пленными, сократилось всего на 153 человека и составляет 264 бойца.
Цифры
Из сведений, предоставленных Александром Лаврентьевым, занимающим пост заместителя Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств – участников Содружества (стран СНГ), становится ясно, что поиск пропавших советских военнослужащих дело непростое. Из 153 солдат, вызволенных из моджахедского плена, 130 были освобождены ещё на этапе сворачивания спецоперации, а за последующие 30 лет стала известна судьба всего 23 человек. Часть из них вернулись домой, другие остались жить в Афганистане, а третьи были идентифицированы по останкам и вычеркнуты из списка военнопленных и пропавших без вести.
Как освобождали
Поскольку в подписанных 1988 году Женевских соглашениях не были отражены условия освобождения советских военнопленных, все переговоры проходили при посредничестве сотрудничавших с властями Советского союза правительств Демократической республики Афганистан и Пакистана. Более того с 1992 по 2009 годы Комитет по делам воинов-интернационалистов не имел государственного финансирования и осуществлял свою деятельность по поиску и вызволению из плена бывших военнослужащих только за счёт самофинансирования. По словам Александра Лаврентьева, львиная доля пожертвований шла от друзей и знакомых бывшего президента Республики Ингушетия Руслана Аушева, проходившего службу в Афганистане и удостоенного за мужество и героизм звания Героя Советского Союза.
Лишь в 2009 году комитет стали спонсировать правительства стран СНГ.
По официальным статистическим данным 8 советских бойцов, попавших в афганский плен, добровольно перешли на сторону моджахедов и стали воевать против своих бывших товарищей. 21 военнослужащему удалось избежать смерти в стане врага только после вмешательства сотрудников Комитета спасения советских пленных в Афганистане, основанного в США в 1983 году благодаря усилиям русских эмигрантов. Помощь со стороны данной организации оказывалась тем пленным, которые были согласны после обретения свободы отправиться жить на Запад и стать «невозвращенцами». Кстати, позже, трое из них всё же вернулись на Родину, предварительно получив от Генерального прокурора СССР письменные гарантии, того, что они не будут подвергнуты уголовному преследованию.
К слову, уже после развала СССР в 1992 году Россия и США создали совместную комиссию по делам военнопленных и пропавших без вести, в результате чего американская сторона передала Москве сведения относительно судьбы 163 человек, оставшихся в Афганистане.
Шанс выжить
Военный журналист Владимир Снегирёв, лично принимавший участие в освобождении трёх советских военнопленных, отмечал, что попасть в афганскую неволю было проще простого, поскольку на этой странной войне даже не было традиционной линии фронта. Иногда достаточно было отойти от своих позиций всего на пять метров или заглянуть в магазин за сигаретами, чтобы быть схваченным противником и оказаться в страшном плену. Дальнейшая судьба красноармейца зависела от многих факторов, в том числе от того, какой полевой командир контролировал конкретный район.
Достоверно известно, что Ахмад Шах Масуд сурово наказывал своих бойцов за жестокое обращение с военнопленными, и тем более запрещал их расстрел.
Хотя это скорее исключение из правил, чем норма, поскольку лишь немногим советским бойцам, попавшим в руки врага, удалось уцелеть. Шанс выжить, а может быть и оказаться на свободе, имели те, кто волею судьбы оказался в лагере военнопленных, организованном на территории Пакистана, откуда их могли вызволить представители Красного Креста.
Избежать смерти могли и те, кто соглашался, приняв ислам, перейти на службу к моджахедам и стрелять по своим бывшим соотечественникам. После войны они продолжили жить в Афганистане, освоили местные традиции и язык, создали семьи с афганками и стали полноценными членами местного общества. Однако подавляющую часть забытых властями Советского союза пленников ожидала мучительная гибель от изощрённых и бесчеловечных афганских пыток.
Сколько пленных советских солдат в Афганистане приняли ислам
Когда 15 февраля 1989 генерал Борис Громов, стоя на соединявшем СССР и Афганистан Хайратонском мосту, произнёс легендарную фразу: «Все. За моей спиной нет ни одного советского солдата», он, конечно же, недоговаривал. Согласно статистике Российского Союза ветеранов Афганистана на тот самый момент в плену у противника оставалось 417 советских военнослужащих, из которых 64 солдата перешли в стан моджахедов и приняли ислам.
Невозвращенцы
Бойцов, оказавшихся по другую сторону баррикад и ассимилировавшихся с афганским населением, в Советском Союзе называли невозвращенцами. Причины, побуждавшие советских солдат пойти на этот шаг, имели разную природу. Одни перебегали к врагу из-за царившей в части дедовщины, другие дезертировали по идейным соображениям. Однако самую большую группу составляли те бойцы, которые, попав в плен, вынуждены были делать судьбоносный выбор между смертью и сменой религии, имени, отечества и культуры.
Будучи убеждены, что в случае возвращения в ряды Советской Армии, они обязательно попадут под трибунал, они предпочитали пойти на компромисс с моджахедами и затеряться в афганских горах.
Приняв ислам, они полностью интегрировались в местное общество, облачались в традиционную одежду, воевали против своих бывших соратников, быстро осваивали незнакомый язык и обзаводились семьёй. За короткое время их уже с трудом можно было отличить от коренных афганцев, лишь бледная кожа на бородатом лице могла выдать их советское прошлое. Сотрудник Комитета по делам воинов-интернационалистов при совете глав государств-участников СНГ Александр Лаврентьев констатировал, что перешедшие в магометанство бойцы стремительно растворялись в обществе, и это значительно затрудняло их поиск и снижало шансы на вызволение из плена.
И хотя Верховный Совет СССР в декабре 1989 года принял постановление «Об амнистии совершивших преступление бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане», невозвращенцы не спешили возвращаться на родину.
Свой среди чужих и чужой среди своих
Впоследствии из 64 перебежчиков лишь 22 бывших воина-интернационалиста решили на свой страх и риск переехать в страны СНГ, которые к тому моменту пришли на смену республикам распавшегося СССР. Остальные предпочли остаться в Афганистане, то ли не желая что-либо менять в своей жизни, то ли из-за неверия, что на родине их не будут преследовать за нарушение воинского долга. На сегодняшний день достоверно известно о судьбе шестерых советских солдат, которые приняли ислам после попадания в моджахедский плен. Двое из них вернулись в Россию, а остальные предпочли остаться в Афганистане. Однако и те, кто вернулся, продолжают ощущать себя «своим среди чужих и чужим среди своих».
Николай (Насратулла) Выродов
Отправляясь исполнять воинский долг в Афганистан, Николай Выродов в сердцах вымолвил: «Или вернусь — героем Советского Союза, или вообще не вернусь». Его пророчество сбылось, но только умер он не физически. Однажды став свидетелем расстрела советскими солдатами жителей деревни Калигаи, он решил добровольно перейти к афганцам и принять ислам. Став Насратуллой, он помогал новым соотечественникам в подрывной деятельности, и даже успел послужить личным телохранителем бывшего премьер-министра страны Гульбетдина Хекматияра. Позже устроившись на полицейскую службу в Баглане, он даже и не помышлял о возращении в Харьков.
Александр (Ахмад) Левенец
Александр Левенец рассказывал, что оказался у душманов после того как сбежал с гауптвахты, где сидел за то, что дал отпор «деду». Желая добраться до аэропорта, он практически сразу же был пленён. Сопротивляться афганцам Александр не стал, по собственной воле перешёл в ислам и под именем Ахмад стал водителем при командире моджахедов. Впоследствии он совершил хадж, стал работать таксистом, пару раз звонил в родную Украину, но навсегда связал свою жизнь с Афганистаном.
Николай (Исламуддин) Быстров
Николай Быстров, вернувшийся в 1995 году в родимый Краснодарский край, попал в Афганистан в 1984 году. В части, к которой он был приписан, царила поощряемая командованием дедовщина. Однажды отправленный «дедом» в кишлак за наркотиками, он был захвачен в плен, ранен в ногу и переправлен в горы, где спустя год заключения принял магометанство под именем Исламуддин. Позже смышлёный русский пленник приглянулся Ахмад Шах Масуду, который запугав Николая советским трибуналом, предложил ему остаться и занять место его личного телохранителя.
Быстров согласился и так сблизился с «панджшерским львом», что тот выдал за него замуж свою дальнюю родственницу. Разговаривая без акцента на языке дари, крася волосы в чёрный цвет, Исламуддин мало чем отличался от афганцев, и возможно, если бы не болезнь жены и низкий уровень медицины в Афганистане, он бы никогда не вернулся домой. После переселения Быстров стал сотрудником Комитета по делам воинов-интернационалистов при совете глав государств-участников СНГ и не раз возвращался в Афганистан в поисках пропавших без вести советских солдат.
Юрий (Махибулла) Степанов
Весьма скупы сведения о другом вернувшемся из плена русском моджахеде, Юрии Степанове, 18-летним парнем попавшем во вражеский плен. Поставленный перед выбором расстрел или ислам, он избрал второе и получил новое имя Махибулла. В начале 1990-х годов зарабатывавший на жизнь подзарядкой аккумуляторов, Юрий решает в 1994 году вернуться в родной башкирский поселок Приютово. Но спустя некоторое время он, так и не сумев освоиться в России, вернулся в Афганистан. Однако в 2006 году повторил попытку репатриации и на этот раз удачно.
Сергей (Нурмамад) Краснопёров
Сергей Краснопёров принадлежит к числу тех, кто решил навсегда остаться на новой родине в крошечном кишлаке близ города Чагчаран.
По словам бывшего советского военнослужащего, в плен к душманам он попал, пытаясь спастись от издевательств в части, хотя иные источники свидетельствуют, что он дезертировал, попавшись на продаже армейского имущества. В любом случае, оказавшись по другую сторону фронта, он стал телохранителем боевого командира Абдул-Рашида Дустума, принял ислам, получил имя Нурмамад, женился на афганке и стал отцом шестерых голубоглазых детей. Возвращаться в Россию Краснопёров не намеревается. Работая электриком на местной гидроэлектростанции и прорабом по добыче щебня, он считает себя зажиточным и счастливым человеком.
Геннадий (Никмохаммат) Цевма
Родившийся в Донецкой области, в городе Торез, Геннадий Цевма уверяет, что попал в афганский плен из-за глупости, когда недооценив опасность, отправился в деревню посмотреть на местных жителей. Собравшиеся у мечети моджахеды тут же приметили советского бойца и забрали с собой, предложив за право остаться в живых принять ислам. Геннадий согласился, и превратился в Никмохаммата. В начале 2000-х годов Николай Быстров пытался помочь Цевме вернуться на Украину: ему купили билет до Москвы, дали стартовые 2000 долларов, пообещали найти работу и квартиру. Однако накануне вылета Геннадий передумал и остался в Афганистане.
Есть только две бесконечные вещи Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной не уверен. - Эйнштейн