Камиль Абэ: ↑13 окт 2024, 16:57
Да, остаётся только сожалеть...
Не сожалейте. В прошлый раз я начал говорить и упоминал о конфликте в Первой Церкви - в Церкви Израиля. Она была еврейской общиной иудеев, которые приняли в лице человека Йешуа спасающего души людей пророка великого и святого Царя-Мессию Израиля, пришедшего от Бога Израиля, чтобы спасти народ Израиля. Затем появилась позднее христианская община неевреев в Антиохии. Это были греки и сирийцы, говорившие по-гречески. Первые христиане - это именно антиохийцы, отказавшиеся от язычества и близкие к Иудаизму - все они никогда не были в Израиле и не видели ни разу ни Иисуса Назорея, ни его назорейских Апостолов. Вот именно они, эти самые греки и грекоговорящие сирийцы Антиохии, по проповеди назореев, бежавших от гонений саддукеев и фарисеев из Израиля, уверовали в Иисуса. Так именно в крупном греческом городе Антиохия впервые появились община Христиан. А лидерами и учителями общин христиан были иудеи назорейского толка во главе с Апостолами. Именно назореи породили Христианство. Но ныне и вот уже 1500 лет Христиане считают назореев некими опасными сектантами, в вину которых ставилось и ставится то, что назореи, пусть и верили в Иисуса, но считали его человеком и пророком, а сами они продолжали соблюдать Закон Моисея и молиться Богу Израиля.
Да, именно такими были назореи, но они не были еретиками - это была Первая Церковь - Церковь Израиля. Назорейская Община Иудеев.
И вот, в какой-то момент внутри этой Иудейской и по своей сути именно Назорейской Церкви Иудеев возник некий конфликт, связанный уже именно с тем, как нужно им (Иудеям назорейского толка) вести себя по отношению к недавно появившимся христианским общинам. Почему я так думаю? Об этом свидетельствует отрывок начали 15 главы книги Деяний. Многие в Церкви Израиля считали, что Христиан надо обратить в Иудаизм через обрезание. Так считали многие, а Иаков с Петром склонны были согласиться с ними. Но против этой затеи вдруг резко против выступил бывший фарисей, а ныне тоже назорей Шауль из Тарса (Апостол Павел). Он по поручению Апостолов вместе с Варнавой возглавил общину в Антиохии и стал весьма авторитетным человеком для Христиан Антиохии. Вот и доказательство того, что конфликт возник именно из-за обрезания Христиан:
1. Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись.
(Деяния св. Апостолов 15:1)
Итак, во 2 главе Послания Галатам написано Павлом о том, что, когда Иудей Пётр (Апостол Пётр) и прочие Иудеи Церкви Израиля прибыли в Антиохию в Христианскую Общину, которую возглавляли Павел и Варнава, произошёл конфликт между пришедшими во главе с Петром с одной стороны, и Павлом - с другой стороны. Это был спор и конфликт вокруг обрезания-обращения Христиан в Иудаизм. Даже Варнава, как свидетельствует сам Павел, встал на сторону Петра и Иудеев. Но для чего же прибыли в Антиохию Пётр и Иудеи из Израиля? Путь был очень не близким по тем временам - он занять мог примерно, как минимум, 3-4 недели или от 2 недель до 3 недель. То есть, нечто очень важное заставило Петра и Иудеев отправиться в Антиохию. Из-за чего же?? Об этом можно догадаться именно из 15 главы книги Деяний. До того, как в конфликт вмешался Пётр (уверен, что по поручению Иакова), сначала без него Иудеи из Израиля прибыли и начали убеждать Христиан обрезаться и стать прозелитами Иудейскими. Но Павел выступил против этого и остановил Иудеев. Возник конфликт и было решено так:
2. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим.
(Деяния св. Апостолов 15:2)
Да, всё дело в этом: можно ли спастись Христианам, не став Иудеями по букве Закона через реальное (как Павел, называет его - плотское или рукотворное обрезание), то есть официально или же спасение Христиан не зависит от обрезания (перехода в Иудаизм) и соблюдения всего Закона Моисея?
Тут чётко описано: в Иерусалиме состоялся Первый в истории Церкви Собор, посвященный именно тому, как поступать Церкви (Иудеям) с Христианскими общинами: обрезать Христиан или нет? Вся 15 глава книги Деяний Апостолов посвящена именно этому вопросу. Уважаемый Камиль и все уважаемые любители истории, угадайте, как трактуют теологи Христианства эту 15 главу книги Деяний? Вот так: на Соборе было решено, что Закон Моисея отменен и его нельзя соблюдать верующим в Иисуса Христа. Да, не больше и не меньше. Но так ли это? Уверен, что совершенно не так. Теологи Христианства очень сильно ошиблись и продолжают упрямо ошибаться - ведь Собор посвящен лишь обсуждению одного вопроса: нужно или нет Иудеям-Назореям (из Церкви Израиля) быстро обращать Христиан Антохии (и вообще потом и любых прочих неевреев во Христе) в Иудаизм и могут ли Христиане, не обрезавшись и не став Иудеями, спастись?
Два вопроса, объединены в один вопрос.
Уважаемый Камиль и все уважаемые любители истории, давайте подробно разберём эту 15 главу.
5. Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев.
6. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.
(Деяния св. Апостолов 15:5,6)
Итак, начало Собора было таким: сначала с Апостолами во главе с Иаковом и Петром встретились Павел и его сторонники (те, которые были против обрезания Христиан).
Затем Апостолы встретились теми Иудеями Церкви Израиля, которые как раз считали, что необходимо Христиан обратить в Иудаизм, чтобы они стали евреями официально - так, как и велит Закон Моисея, то есть через обрезание. Те Иудеи, которые столь яро выступали за обрезание Христиан, были Иудеями Израиля фарисейского направления, которые были ранее фарисеями, как и Шауль-Павел, но перешли в назорейство, приняв в Иисусе великого и посланного Богом пророка и Царя-Мессию (Христа) Израиля. Отличие между Павлом и теми Иудеями было лишь одно: Шауль был из Тарса в Киликии, то есть был евреем из еврейского рассеяния, а они были коренными евреями Израиля, которые не покидали земель Израиля. Было, конечно же, и иное отличие, связанное с образование. Первоначально Шауль получил классическое и очень хорошее образование - типичное для богатого грека того региона. Он знал греческий в совершенстве - это был его второй родной язык, наряду с Ивритом (или Арамейским языком и Ивритом), который был первым родным языком и одновременно языком его родителей еврейских.
Затем родители отправили Шауля в Иерусалим для получения религиозного (иудейского) образования в школе известнейшего Гамалиэля, Учителя Иудейского. Вероятно, Шаулю было не более 15-16 лет, когда он прибыл в Иерусалим и начал учиться толкованию Торы. Скорее всего, это произошло в 28-33 году или до 35 года 1-го века н.э. Обучение могло длится пару лет или несколько лет даже. И затем Гамалиэль сделал Шауля своим помощником и познакомил его с лидерами Синедриона. И это время совпало с началом гонений против Апостолов и всех назореев - Шауль участвовал в этих гонениях Синедриона. Он был врагом верующих в Иисуса евреев-назореев. Совсем не главным врагом, но он явно был на стороне врагов и всячески поддерживал их - так его наставил премудрый Гамалиэль. Как я точно выяснил, в те времена были две точки зрения в среде учителей Иудаизма относительно обращения язычников в Иудаизм: первая группа считала, что обрезать язычников нужно и это хорошо для народа Израиля, если язычники сами этого сильно захотят и перейдут в Иудейскую веру добровольно, а вторая группа считала, что геры (обращенные из язычников) - это проказа народа Израиля. Вторая группа считала, что лучшее, что неевреи (язычники) могут сделать - это перестать быть язычниками по вере, но начать веровать в Бога Израиля и стать монотеистами (Бней Ноах, то есть людьми патриарха Ноя-монотеиста, который был патриархом будущих евреев, как и лучших и спасенных неевреев). Евреи могли принимать дружбу неевреев-монотеистов - между евреями и неевреями-монотеистами мог быть тесный союз. Но нельзя было обращать тех монотеистов-неевреев в Иудаизм и призывать их становиться Иудеями и израильтянами. Так считала вторая и довольно многочисленная группа Раввинов (Учителей Иудаизма) 1-й половины 1 века н.э. Скорее всего, Учитель Гамалиэль принадлежал к этой второй группе и в таком же духе наставлял и Шауля из Тарса. Поэтому Павел выступал резко против обращения язычников (неевреев) в Иудаизм. Он считал, что нельзя обращать Христиан в Иудаизм. Но была и первая группа Учителей - в Синедрионе у них были весьма влиятельные покровители. Назорейская же традиция, как я предполагаю, вовсе не была против перехода язычников в Иудаизм.
Так почему же был созван Собор в Иерусалиме? Это был вопрос больше политический, чем теологический, так как в Синедрионе очень влиятельные его члены считали: обращение масс язычников Римской империи в Иудаизм укрепит народ Израиля, а в перспективе позволит Иудеям стать привилегированным народом Римской империи, который со временем захватит власть и в самим Риме, возведя на трон такого вот иудейского прозелита в качестве императора Рима. Да, не больше и не меньше - вероятно, они мечтали об этом. И эти мечты не появились на пустом месте - реально во многих уголках Римской империи и в самом Риме было очень немало представителей элиты языческой в среде самых разных народов - эти люди ходили в синагоги и сближались с Иудеями, а также полностью отказывались от язычества. Некоторые из них сами желали стать Иудеями, а Иудеи их с удовольствием обращали в Иудаизм. Был кризис языческих религий в то время. Иудаизм же набирал популярность - очень немало было граждан Рима, которые увлеклись Иудаизмом (это не значило, что все они хотели стать Иудеями - многие просто отошли от язычества и стали соблюдать Шабат, а порой и Кашрут). Назореи во главе с Апостолами в Иерусалиме уже точно знали об этих устремлениях в Синедрионе. Назореи хотели усилить свои позиции в Израиле и особенно в Синедрионе - им, назореям помогло бы в этом обращение тысяч или, возможно, даже десятков тысяч неевреев (Христиан), находившихся под сильным влиянием Иудаизма, в Иудаизм. Это обращение их в Иудаизм привело бы к тому, что в городе Антиохия и во многих других важнейших городах Римской империи появилось бы примерно от 5-10% до 20-30% (а может со временем даже до 40%) населения Иудейского вероисповедания, то есть евреев назорейского толка! И тогда лидеры Синедриона, наконец, стали бы очень уважать лидеров Назорейской Общины земель Израиля и всего мира. Это означало бы освобождение от гонений от фарисеев!! Это означало бы приобретение привилегированное или, как минимум, спокойное и полностью легитимное в рамках Иудаизма существование общины. Увы, так бывало в прошлом в истории и так бывает часто: права та община (или тот народ), которая сильнее и более многочисленна, как и более богата (тот народ прав, который сильнее и более многочисленный, как и более богатый). Именно поэтому для многих Иудеев в Церкви Израиля, увы, этот вопрос об обращении Христиан в Иудейскую веру, который вроде бы был сугубо теологическим, превратился в совсем другой вопрос - в вопрос политический.
Но вот, как развивались события на самом первом Церковном Соборе в Иерусалиме, который состоялся примерно в 51-54 году (или до 56-57 года) 1-го века н.э...
Сначала Апостолами были выслушаны отдельно обе стороны (отдельно каждая из сторон), которые занимали диаметрально противоположные позиции по данному вопросу. Затем они все собрались вместе для всеобщего и публичного и открытого обсуждения данного вопроса. И первым высказался святой Апостол Пёт-Шимон
6. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.
7. По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;
8. и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам;
9. и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.
10. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?
11. Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.
(Деяния св. Апостолов 15:6-11)
Кажется на первый взгляд, что Петр в этом споре и конфликте принял сторону Павла. Но это только кажется. Просто Петр был в хороших отношениях с Павлом. Петру показалось, что слушание данного вопроса и обсуждение его могло привести к тому, что Собор своим решением несколько уязвит самолюбие Шауля-Павла - обяжет Шауля обрезать Христиан Антиохии, а затем и других общин в других городах )хоть Павел не считал, что это правильно и хорошо). Петр знал характер Павла и боялся раскола в Церкви - он был за единство и за компромиссы. Поэтому он не высказался в том духе, что нельзя обязывать Шауля обрезать Христиан. Он просто объяснил: Бог первоначально впервые именно через самого же Петра помог уверовать в Иисуса неевреям-монотеистам во главе с Коренлием. И тогда ведь Сам Бог сделал так, что те неевреи вдруг уверовали и исполнились Духа Святого - Бог помог им уверовать, а вера через действие Духа Святого помогла их сердцам очиститься и эти люди обрели спасение души через веру их - так нечто скверное в восприятии еврея того времени (язычники) перестало быть скверным для евреев и было Богом приравнено к самим евреям. Таким образом, Бог сделал так, что между уверовавшими теми неевреями и евреями-назореями не осталось никаких различий. Обрезание им было не нужно для того, чтобы спастись, ибо спаслись они верой и до того, как даже узнали, что обрезание - это тоже благо. Вот, что имел в виду святой Шимон-Пётр. Это его мнение - мнение далекое от политики. Это чисто теологический вопрос, как понимал его Пётр, который не особо хотел или даже совсем не хотел примешивать к этому вопросу политику. Но что же решил лидер Общины? А им был Иаков, брат самого Иисуса Христа. Вот его слова:
13. После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.
14. Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.
15. И с сим согласны слова пророков, как написано:
16. «потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,
17. чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие».
18. Ведомы Богу от вечности все дела Его.
19. Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
20. а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
21. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.
(Деяния св. Апостолов 15:13-21)
Есть ли в этих словах Иакова хотя бы намёк на отмену Закона Моисея (как решили теологи Христианства почему-то)? Думаю, совсем нет. В 14 стихе Иаков сообщает о том, что Шимон-Пётр был первым евреем Общины Назореев Израиля (Церкви), который проповедовал неевреям учение назорейское и о пришедшем Мессии Израиля в лице Иисуса Назорея. И Иаков сообщает: те неевреи-монотеисты (близкие к Иудаизму) уверовали в Мессию Иисуса - Бог им помог достичь веры, чтобы создать потом из них народ в имени Своём. Народ во имя Своё - это народ в истинной вере в Истинного Бога. И речь о Боге Израиля. При этом в стихах 15-17 Иаков ссылается на пророчества о пришествии Мессии - там сказано о том, что Бог заново создаст скинию Давида (сильную и многочисленную Общину верующих). И это произойдёт для того, чтобы и разные другие люди узнали Бога и уверовали в Него. И это сделает Сам Бог. Так сказано в пророчествах. Иаков считает так: обращение к Богу Израиля язычников - это хорошо и это благо для Израиля. И это исполнение пророчеств. Это свершает Сам же Бог, ибо это угодно Ему. Именно поэтому Иаков решил постановить: не нужно затруднять (усложнять жизнь) обращающихся к Богу Израиля из числа язычников. И Иаков имел в виду то, что нельзя обязывать Христиан переходить в Иудаизм, то есть нельзя их принуждать к переходу в Иудаизм. Вместо этого Иаков решил так: нужно написать, чтобы они воздерживались от еды, которая предложена была языческим идолам, а также воздерживались от блудодействий, не ели мясо животных, которые были задушены (удавлены), а также не пить кровь животных и не есть мясо, которое не было предварительно очищено полностью от крови. И главное - они, Христиане, должны соблюдать заповедь о Любви - не делать того людям, что они сами не хотели бы, чтобы другие люди делали им. Итак, это строгая рекомендация - это Христианам обязательно нужно исполнять. Иаков ни слова не сказал о том, что обрезание (переход в Иудаизм) отменено. Он лишь не согласился с тем, что Христиан нужно обязывать к обрезанию, этим усложняя их жизнь и духовный путь. Но об отмене обрезания для Христиан и речи не было. Тем более, как можно отменять то, что и так не является обязательным. Обрезание - это только для евреев. Они обязаны это делать. Если и можно было отменять обрезание, то только для евреев - им оно непременно было предписано по Закону Моисея. И Иаков ни слова не сказал о том, что обрезание отменено. Поэтому Христиане явно ошибочно поняли этот отрывок. Но они, эти теологи Христианства, ссылаются на такие слова Петра на этом Соборе:
10. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?
11. Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.
(Деяния св. Апостолов 15:6-11)
Итак, Пётр обращается к тем Иудеям Церкви, которые, по мнению Петра, искушают Бога тем, что желают возложить на шеи учеников (Шауля и Варнавы) то иго или то бремя, которого не могли носить ни предки евреев, ни сам Пётр и все евреи того времени. О каком бремени речь? О не добровольном обрезании неевреев. Это негласное табу в Иудаизме - запрещено обрезать тех, кто сам этого не желает всем сердцем и добровольно. Пётр считает, что это было бы преступно - нельзя ни в коем случае обязывать Шауля-Павла обрезать неевреев, то есть Христиан. Всё дело в том, что, вероятно, Шауль на этом Соборе всех убедил в том, что Христиане не хотели обрезаться. И поэтому Пётр всецело встал на его сторону: грешно было бы Шаулю обрезать Христиан - ведь они этого не хотят. А обрезание нееврея возможно только тогда, когда нееврей сам этого желает. Это древняя норма Иудаизма. И её нельзя никому из евреев нарушать. Поэтому Шимон и возмутился: для чего же это Вы, Иудеи, хотите заставить Иудея Шимона нарушить этот запрет и согрешить? Нельзя искушать Бога и напрашиваться на Его наказание таким образом. Вот, что говорит Шимон тем Иудеям, которые спорили с Шаулем или даже вошли в конфликт с ним из-за обрезания.