Деньги для Империи

История до 476 года н.э., когда пала западная Римская Империя
Ответить Пред. темаСлед. тема
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 1327
Зарегистрирован: 18.10.2019
Откуда: Moscow
 Деньги для Империи

Сообщение Gosha »

Налоги в Древнем Риме

Веспасиан Тит Флавий (9-79) римский император. Покорил Иудею. Известен сооружением огромного амфитеатра Колизея. Был человеком саркастичным и шутки его были солдафонские. Когда он обложил налогом общественные уборные и сын начал упрекать его за это, отец взял монету, поднес к его носу и спросил, воняет ли она. «Нет», - ответил сын. «А ведь это деньги с дерьма», - сказал Веспасиан.

Так родилось выражение «Деньги не пахнут». В другой раз, проведя ночь с любовницей, распорядился выдать ей до неприличия огромную сумму. А на удивленный вопрос управителя, по какой статье провести столь большую трату, ответил: «По статье – за чрезвычайную любовь римской гражданки к Риму».

Как известно, для поддержания мира, покоя и удовлетворения граждан в Древнем Риме действовала универсальная идея «Panem et circences» - Хлеба и зрелищ. В некоторых древних государствах еще до нашей эры были сформированы классические налоговые системы, внешне мало отличающиеся от нынешних (налоги, механизм их сбора и контроль). В частности, это касается Древнего Рима. В мирное время граждане не платили налогов, так как расходы по управлению государством осуществлялись за счет средств магистрата. Крупные расходы, связанные со строительством общественных зданий, покрывались средствами, полученными от сдачи в аренду общественных земель. В военное время граждане Рима платили налоги в соответствии со своими доходами. Сумму налогов определяли чиновники-цензоры на основании представленных гражданами заявлений о своем имущественном и семейном положении.

В III—IV веке до н.э. в результате захватнических воин Римская империя разрасталась, завоевывая новые города и колонии. Длительное время в Риме не существовало единой налоговой системы, отдельные государства и общины облагались налогами по-разному. В частности, города, которые оказывали наибольшее сопротивление римским легионам, платили более высокие налоги. Долгое время в Риме не было государственных финансовых органов, контролирующих сбор налогов, поэтому римская администрация прибегала к помощи откупщиков. Результатом этого стала коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в I веке до н.э.

Появилась острая необходимость реорганизации финансового хозяйства Римской империи, потребовалась налоговая реформа, которую начал Гай Юлий Цезарь (102-44 до н.э.). Он отменил откуп по прямым налогам, сохранив его только для косвенных. Для каждой общины была определена фиксированная сумма, которую община должна была внести в государственную казну. Размер налогов был снижен, поскольку государство могло получать их непосредственно, не прибегая к помощи откупщиков. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые за борьбу против Цезаря были наказаны повышением налогов.

Деятельность, начатую Цезарем, продолжил император Август Октавиан (63 до н.э. — 14 н.э.). Во всех римских провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за сбором налогов, еще более сокращен объем услуг откупщиков. Была проведена оценка налоговых возможностей провинций — то, что в нынешней практике называется оценкой налогового потенциала территорий, для чего были составлены карты провинций, проведены обмеры территорий городских общин с земельными угодьями, перепись населения и многое другое. Август ввел таможенные пошлины во всех провинциях со всех вывозимых или ввозимых на продажу товаров со средней ставкой 5%. Император также ввел налог с наследства — 5%. Этот налог взимался лишь с граждан Рима, но не с провинций. Налог имел целевой характер, так как полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных военных (солдат).

За все время существования Древнего Рима основным налогом в нем был поземельный налог, он и служил главным источником доходов государственной казны. В среднем его ставка составляла 1/10 доходов с земельного участка. Распространенным налогом, взимаемым с жителей провинций Древнего Рима, была и подушевая подать. Помимо прямых налогов в Римской империи существовали косвенные, наиболее существенными среди которых являлись: налог с оборота — 1%; особый налог с оборота при торговле рабами — 4%; налог на освобождение рабов — 5%. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, так как вносились деньгами. Следовательно, для того, чтобы платить налоги, население вынуждено было производить излишки продукции для продажи, что способствовало развитию товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда.

Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии, где существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог, подушевая подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободится от воинской повинности, и другие. Особыми налогам облагались доходы сенаторов, а также чиновников, получивших повышение в должности. Широко практиковались в Византии чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинского контингента. Однако обилие видов налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, следствием чрезвычайного налогового бремени стало сокращение налоговой базы, возникновение финансовых кризисов, ослаблявших мощь государства.

СТРУКТУРА РИМСКОГО ОБЩЕСТВА

«Уже 2000 лет власть имущие отцы-патриции знают, кто должен работать на них и самое главное кто должен платить. Не хочешь работать сам, заплати за это право».

Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями.

Патриций (лат. patricius, от pater — отец). В Древнем Риме — лицо, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли. Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает патриархальное рабство, и зачатки классового деления общества.

Патриархальное и долговое рабство. Первоначально, когда главной ценностью человека была семья, зародилось патриархальное рабство. Это очень интересный и сравнительно нетяжелый вид рабства. Рабы входили во владевшую ими семью как бесправные ее члены, жили обычно под одной крышей с хозяином и выполняли практически такую же работу, что и остальные члены семьи. Патриархальное рабство не составляло основы производства, не являлось основным способом производства, и было рассчитано на удовлетворение потребностей патриархальной семьи: рабы выполняли более тяжелую работу, при некоторых обрядах с человеческими жертвоприношениями таких рабов приносили в жертву. Однако в большинстве случаев патриархальное рабство характеризовалось относительно удовлетворительным положением рабов, сравнительно легким приобретением ими статуса свободных.

У ряда народов Африки, горцев Кавказа, кочевников Средней Азии патриархальное рабство сочеталось с работорговлей, особенно там, где был большой спрос на рабов со стороны более развитых в экономическом отношении стран. Патриархальное рабство существовало и при позднем матриархате. В виде пережитка патриархальное рабство встречалось и в других общественных формациях – рабовладельческой, феодальной. В раннерабовладельческих государствах рабство достигло более высокого уровня развития по сравнению с патриархальным рабством, что было связано с развитием производительных сил. Рабы принадлежали государству, а также храмам или отдельным представителям знати. Рабский труд использовался в первую очередь на ирригационных, строительных работах, в горном деле; большое число рабов было занято в качестве домашних слуг. В сельском хозяйстве труд рабов не играл решающей роли. Вообще, положение рабов в раннерабовладельческих государствах Древнего Востока было значительно хуже, но рабы еще пользовались некоторыми правами.

ПЛЕБЕЙ ( лат. plebejus). В древнем Риме - человек из низших классов свободного (то есть не состоявшего в рабстве) населения, первонач. не пользовавшихся политическими правами. Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен, которое получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с римской общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами.

Органы управления при организации государства в Древнем Риме:
рекс (выборный вождь; военные, жреческие и судебные полномочия, мог издавать общеобязательные постановления);
сенат (совет старейшин родов);
народное собрание (общие вопросы; его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом).

В организации римской общины привлекает внимание ее стройность: 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы. Военизированный характер римской родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Рост численности плебса, концентрация в его руках ремесленного производства и торговли превратили плебеев в своеобразную, правда, этнически пеструю, но с преобладанием этрусского элемента, общину. Социальное значение и сила этой общины возрастали. Внутри нее, также как и в римской общине, развивается имущественная дифференциация. Положение осложнялось и тем, что римляне были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах.

Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины, представленной ее ведущей силой - патрициями. Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство. Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI веку до нашей эры, хотя, очевидно, эти реформы были результатом довольно длительных изменений в общественной жизни Рима, растянувшихся, может быть, на столетие.

РЕФОРМЫ СЕРВИЯ ТУЛЛИЯ

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы: все свободное население Рима (члены римских родов, и плебеи) - было разделено на имущественные разряды. Деление свободного населения по территориальному принципу (усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации).

В основе деления по имущественному признаку - размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, а безземельные - пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии - сотни. Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.
Деление свободного населения по территориальному признаку заключалось в образовании 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы.

В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия. Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства.

Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев. Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями.

Причины реформ.

Одной из основных причин реформ Сервия Туллия явилась необходимость поддерживать стабильность в формирующемся римском обществе. Другой причиной можно назвать потребность создания более стройной военной организации. Также не стоит забывать о политическом смысле реформ, который заключался в попытке царей найти социальную опору власти у других социальных групп помимо родовой аристократии.

Военно-политическая реформа. Сервий Туллий (около 579–535 гг. до н.э.) провел важную военно-политическую реформу, в основу которой был положен имущественный ценз. На основании имущественного положения он разделил все население Рима на пять классовнезависимо от старой сословной принадлежности. К 1-му классу относились наиболее состоятельные люди – владельцы полного земельного надела стоимостью не менее 100 тысяч ассов. Из них формировалось 98 военных центурий («сотен») – 80 центурий тяжело вооруженных пехотинцев, ставших основной боевой силой, и 18 центурий всадников. Граждане 2-го класса владели 3/4 полного надела стоимостью не менее 75 тысяч ассов и выставляли 22 центурии, 3-го – половиной надела стоимостью не менее 50 тысяч ассов и формировали 20 центурий, 4-го – 1/4 надела ценой не менее 25 тысяч ассов, от них было 22 центурии, 5-го - 1/8 надела, стоившего не менее 12,5 тысяч ассов, они давали 30 центурий легковооруженных воинов.

Из остального населения, имевшего меньший доход, была образована всего одна центурия. Это были так называемые пролетарии. Они не могли приобрести вооружение и на военную службу не призывались. Помимо военной организации новое деление общества изменило и политическую расстановку сил. Для решения важнейших вопросов римляне теперь собирались на центуриатные комиции. При голосовании каждая центурия имела один голос. Большинство голосов всегда получали представители 1-го класса (в совокупности 98 голосов из 193-х). Тот же принцип определял их место в военном строю и в получении гражданских должностей. По существу реформа открыла плебеям доступ в состав привилегированного «римского народа» и тем самым заложила базу для дальнейшего развития в Риме демократических тенденций.

Административно-территориальная реформа. Второй значимой реформой Сервия Туллия было деление территории Рима на городские и сельские трибы,к которым теперь должны были приписываться граждане и откуда они призывались на службу. Всего была создана 21 триба: 4 городских и 17 сельских, объединявших и патрициев, и плебеев. Замена старого деления территории, основанного на кровно-родственном принципе, на новое – административно-территориальное – привело к ослаблению позиций родовой знати.

Значение реформ.

По своему историческому значению реформы были близки раннему законодательству Солона в Афинах и привели к демократизации римского общества, дали возможность допустить к высшим должностям, как гражданским, так и военным, разные слои населения. Однако реформы имели половинчатый характер, поэтому не удовлетворили ни знать, ни народ и не ослабили социального напряжения. Деятельность следующего правителя Тарквиния Гордого вызвала у римлян возмущение. Он был объявлен тираном и свергнут в ходе восстания. В Риме возникла республика.


Есть только две бесконечные вещи Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной не уверен. - Эйнштейн
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read: *x) :clever: :thank_you:
Ещё смайлики…