«Волжская Булгария стала великой только из-за разумного правления – кесарю кесарево – богу богово – человекам человеческое. Когда власть правит разумно возникают великие государства, когда неразумно государства исчезают. В противоположность Руси Булгария не была лапотной страной. Религия Булгарии ислам была более прогрессивной чем консервативный иудаизм Хазарии, что привело к образованию устойчивой вертикали власти, после принятия ислама вырос уровень грамотности населения, появились ученые, историки, медики, юристы и богословы. Это было обусловлено введением арабского письма вместо тюркских рун».
Первые шаги на пути к консолидации булгарских племен Поволжья были сделаны еще в средине ІХ века. Однако наиболее отчетливо политика централизации и объединения разобщенных групп в единое государство проявилась в деятельности эльтебера Алмуша, который пришел к власти в 895 году. Алмушу удалось взять под контроль четырех правителей и создать боеспособную дружину. С начала Х века эльтебер начинает чеканить собственную серебряную монету. Кроме того, он регулировал сбор дани, которая уплачивалась хазарам поволжскими племенами. К Х веку относятся первые письменные упоминания о Волжской Булгарии как о едином государстве, но фактически вплоть до средины Х века население Поволжья было зависимо от хазар.
До сих пор неизвестно, когда булгары попали под контроль хазар. Поволжье, расположенное на важных торговых путях, еще в VIII века являлось важным пунктом в политике экспансии, которую проводил Хазарский каганат. Волжская Булгария, основанная на этих землях, также не могла не заинтересовать это государство. С Х века экономика Хазарского каганата опиралась только на торговлю и широкие связи с другими странами.
В Х веке уровень Каспийского моря значительно повысился, и большая часть прилегающей территории оказалась затопленной. Во времена, когда на международной арене важную роль начинала играть Волжская Булгария, основные занятия хазар (ловля рыбы и земледелие) теряют актуальность. Современные исследователи видят причину заинтересованности Хазарского каганата поволжскими землями именно в высоком уровне развития производительных сил Булгарии, экономика которой основывалась не только на торговле, а и на земледелии, пчеловодстве, скотоводстве, ремеслах и охоте.
В вопросе создания и укрепления государства Волжская Булгария религия занимала важнейшее место. Тюркоязычные племена принесли в Поволжье основы самобытной языческой веры, истоки которой можно увидеть в зороастризме. Алмуш, осознавая необходимость укрепления положения молодого государства, в начале Х века устанавливает тесные связи с Багдадом. В 922 году халиф Али аль-Муктадир направляет в Волжскую Булгарию посольство, в составе которого был известный арабский путешественник и писатель – Ибн Фадлан. В том же году официальной религией государства был провозглашен ислам.
Ислам в Волжской Булгарии явился консолидирующим элементом. Именно под покровительством этой религии первым правителям удалось объединить разобщенные ранее племена. Кроме того, принятие ислама в качестве государственной религии играло и важную политическую роль. Именно с этого момента Волжская Булгария становится частью мусульманского мира, что позволило установить тесные экономические и торговые связи с другими восточными странами. Данные археологии свидетельствуют о том, что после принятия ислама вырос уровень грамотности населения, появились ученые, историки, медики, юристы и богословы. Это было обусловлено введением арабского письма вместо тюркских рун.
Общество Волжской Булгарии по праву можно считать раннефеодальным. Но развитие феодальных отношений тормозилось пережитками родового строя. Ибн Фадлан в своих дневниках засвидетельствовал, что булгары зависели от правителя государства, наместников отдельных областей и знати, но здесь не существовало закрепощения крестьян частными лицами - феодалами.
Каждый, кто работал на земельном участке, распоряжался урожаем самостоятельно, выплачивая при этом ежегодный натуральный налог в пользу государства.
Кроме того, местная феодальная знать эксплуатировала крестьян из марийских, мордовских и удмуртских племен. Они были обременены данью и управлялись наместниками из Волжской Булгарии, которые содержали на их территории свои дружины. Волжская Булгария – классический образец раннефеодальной монархии. До середины Х века государство возглавлялось эльтебером, подчинявшимся хазарскому правителю. После разгрома тюркских войск киевским князем Святославом титул главы Волжской Булгарии был изменен на характерный для исламских стран. Эмир вел самостоятельную и внешнюю, и внутреннюю политику. Должность эта была наследственной и передавалась от отца к старшему сыну.
Болгарские племена на своей родине активно занимались скотоводством. Система хозяйства этого народа изменилась после образования государства Волжская Булгария. Основные занятия местного населения Поволжья до прихода тюркоязычных племен включали в себя земледелие и охоту. Это обусловило синтез и заимствование основ ведения хозяйства и создало предпосылки для развития экономики молодого государства. Основной отраслью сельского производства было плужное земледелие.
Главным орудием крестьянина являлся плуг, который носил название «ага». Также активно использовалась паровая обработка земли – двухполье и триполье.
Для окраин страны характерной была традиционная переложная система, а для лесных районов – подсечная. Большую роль в хозяйстве играло скотоводство, нередко представленное в кочевой форме. Булгары разводили коров, коз, овец, коней и так далее. Кроме того, в лесных районах была широко распространена охота. В жизни местного населения важную роль играли ремесленные занятия. Волжской Булгарии в целом было присуще раннее отделение ремесла от сельского хозяйства. Значительная часть мастеров проживала в больших городах, которые уже Х веке становятся огромными центрами металлообработки, гончарного и ювелирного производства. Как правило, ремесленники изготовляли сельскохозяйственные орудия, предметы вооружения, разнообразные украшения, керамику, обувь, одежду и так далее. Кожаные и ювелирные изделия из Волжской Булгарии пользовались широкой популярностью в Византии, на Руси и в Хазарии.
Развитие внутренней торговли тормозил натуральный характер сельского хозяйства, когда население было заинтересовано в производстве продуктов и изделий для себя, а не для продажи. С развитием товарно-денежных отношений роль обмена в жизни булгар значительно растет.
Волжская Булгария занимала выгодное географическое положение (центр Великого Волжского пути), поэтому в страну съезжались русские, хазарские, византийские и другие купцы. Они ввозили сырье (золото, серебро, железо, олово), изделия из металла, оружие, украшения, китайский шелк и зеркала, пряности и тому подобное. Главными экспортными товарами были меха, мед, воск, кожа, рыба, скот, а также пшеница. Следует отметить, что при торговле использовался безденежный обмен, но с 903 года в обиходе появляются металлические монеты - дирхемы, чеканить которые впервые начал Алмуш, с начала Х века Булгария все меньше зависела от грозного соседа с Юга – Хазарского каганата.
Иудаизм самая консервативная, изоляционистская религия, евреи оказали Хазарии медвежью услугу разложив иудаизмом верховную власть Хазарии.
Столица Волжской Булгарии находилась в городе Булгар. Его расцвет приходится на XI-XII века, когда он был крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром государства. Город расположился в устье реки Кама – на перекрестке международных торговых путей. Благодаря этому Болгар стал важным купеческим центром. Биляр – второй по значению город в Волжской Булгарии, который лежал на берегу реки Малый Черемшан. В связи с военной угрозой, исходившей от усилившегося Владимиро-Суздальского княжества, в ХІІ века столица государства переносится в Биляр. С этого времени в письменных источниках он именуется как «Великий Город».
Развитие торговли способствовало усилению таких булгарских городов, как Сувар, Ошель, Балымер, Иски Казань, Кашан, Джукетау и прочие, которые являлись не только экономическими центрами, но и стратегически важными крепостями. После удачного похода киевского князя Святослава на Хазарский каганат булгары начинают свою экспансию на земли вятичей, которые проживали в верхнем течении Оки. Эта река была важным торговым путем. Контроль над ней позволил бы получать огромные прибыли. Тюркским племенам удалось установить тесные торговые связи с вятичами, которые не ослабли даже после установления над ними киевского протектората.
После смерти великого князя Святослава Игоревича Русь вступает в полосу междоусобиц. Особенно активно велась борьба между его сыновьями – Ярополком и Владимиром. В это время вятичи при поддержке Волжской Булгарии отказываются платить дань киевскому князю и поднимают несколько мощных восстаний.
В Х веке правитель Булгарии женился на вятической княгине – дочери Ярополка. Такой династический союз позволил бы их сыну претендовать на киевский престол, но для поволжского государства он был выгоден только с точки зрения установления контроля над верхним течением реки Оки. В 985 году был заключен «Вечный мир» между булгарским правителем и Владимиром Великим (Святым). Это дата знаменует собой начало тесных взаимоотношений между двумя государствами. Кроме того, подписав этот договор, Владимир отказался от претензий на Волжский торговый путь. «Вечный мир» – значительное достижение булгарской дипломатии, так как основой экономики этой страны являлась именно торговая деятельность.
После заключения договора к Владимиру прибыло посольство с предложением принять ислам и сделать его государственной религией. Следует отметить, что после поражения языческой реформы князь находился в поиске оптимальной религии. Главный выбор стоял между византийским христианством и исламом, который исповедовала Волжская Булгария. Религия, по мнению Владимира, была призвана консолидировать общество и увеличить значение Руси на международной арене, поэтому он отказался от предложения посольства и принял христианство византийского толка. Мирные торговые связи между государствами в течение нескольких веков прерывались кратковременными войнами. Еще в конце Х века Владимир Великий совершил неудачный поход на земли булгар, а с ХІ века начинаются регулярные столкновения с северо-восточными русскими княжествами.
Причину этих конфликтов следует объяснять заинтересованностью обеих сторон в контроле над землями, расположенными на берегах реки Оки и ее притоков.
В 1120 году Владимиро-Суздальский князь Юрий Долгорукий совершил успешный поход на тюркоязычные племена, но его целью был не захват каких-либо территорий, а грабеж.
В результате нескольких разрушительных походов на Волжскую Булгарию русских дружин в ХІ веке ее столицу пришлось перенести вглубь страны – в город Биляр. В 1220 году был разрушен важнейший экономический центр Булгарии Ошель. После этого эльтебер несколько раз отправлял своих послов к Владимиро-Суздальским князьям, но только в 1224 году удалось заключить мир.
Территория Волжской Булгарии неоднократно подвергалась набегам монголо-татарских орд. В 1223 году монголам удалось разбить русско-половецкое войско в битве на реке Калка, но походы Чингисхана на поволжское население в 1229 и 1232 годах были менее удачными.
В 1236 году хан Батый собрал огромное боеспособное войско и двинулся на запад. В этом же году большая часть булгарских городов была разрушена. Пал и «Великий Город» Биляр. Новый поход Батыя в 1240 году окончательно подорвал экономическую жизнь Волжской Булгарии. В результате этих монгольских завоеваний все важные центры, включая столицу, были разрушены, а население Биляра практически полностью вырезано.
В 1243 году Волжская Булгария становится одной из провинций могущественной Золотой Орды. С этих пор ее правители попадают под вассальную зависимость от хана и обязываются выплачивать ему дань. В то же время период золотоордынского владычества ознаменовался новым культурным и экономическим расцветом Волжской Булгарии. В значительной степени этому способствовало провозглашение ислама государственной религией Золотой Орды. А бывший «Великий Город» Биляр становится временной резиденцией хана. В результате внутренних междоусобиц в Золотой Орде территория Поволжья попала в 1361 году под контроль Булат-Темира. С этих пор государство Волжская Булгария прекращает свое существование и распадается на два княжества. В XV веке южные булгарские районы переходят под контроль Москвы, а северные с центром в Казани становятся основой для формирования нового государства – Казанского ханства.
Волжская Булгария (Волжская Болгария, Волжско-Камская Булгария, Волго-Камская Булгария, Серебряная Булгария, татарский Идел Болгары, чувашский Атӑлçи́ Пӑлха́р) — историческое государство в среднем Поволжье и бассейне Камы (X—XIII века).
В 1236 году монгольская армия во главе с Субэдэем разорила всю Волжско-Камскую Болгарию. После образования Золотой Орды волжские болгары (булгары) стали одним из основных компонентов в этногенезе современных казанских татар и чувашей.
Вся история о правлении Ярополка была вымарана Владимиром, а Ярослав Владимирович оправдывая себя рассказал о беззаконии и зверствах собственного отца князя, что тоже было изъято из летописных текстов, чтобы Святой князь Владимир выглядел в истории более менее святым. Наиболее выдающейся личностью в окружении Ярополка был, безусловно, воевода Свенельд. Большинство историков сходятся на его скандинавском происхождении. Видную роль он начал играть ещё при деде Ярополка – князе Игоре Рюриковиче. При Святославе Свенельд стал одним из самых могущественных людей на Руси, имел собственную дружину, собирал дань, ходил вместе с князем в походы за Дунай. Существует мнение, что при Ярополке именно он фактически руководил делами государства. Свенельд имел двух сыновей – Люта и Мстишу. Свенельд обращается к Ярополку чтобы тот наказал Олега, но вероятней всего Свенельд помогал Владимиру и тот напал на Олега - убил младшего брата по отцу. Позже Свенельд чудесным образом превращается в Блуда и убивает Ярополка. Блуд – один из наиболее значимых воевод при князе Ярополке. Вероятно, он выдвинулся на первую роль после смерти (до этого момента неизвестен истории) Свенельда. Позже этот человек предал Ярополка. Варяжко – дружинник Ярополка, с которым, можно сказать, его скрепляли узы дружбы. Был крайне предан князю.
Как говорилось выше, по одной из версий, считается, что Ярополк Святославич был помолвлен с дочерью графа Куно фон Эненгена Кунигундой, но по какой-то причине свадьба не состоялась. Также он сватался к дочери полоцкого князя Рогволода - Рогнеде, но после захвата Полоцка и убийства её отца Владимиром тот сам насильно взял княжну в жены. Но князь Ярополк Святославич был все-таки женат на какой-то гречанке, чье имя история умалчивает. Скорее всего, она была захвачена в качестве трофея его отцом во время задунайских походов. Летопись рассказывает о том, что на момент смерти мужа она ждала ребенка и была взята в качестве наложницы его братом Владимиром. В таком случае получается, что её сын, будущий князь Киевский Святополк Окаянный, являлся ребенком Ярополка. Несмотря на это, он был усыновлен Владимиром. Впрочем, по другой версии, он считается его родным отпрыском. Сколько еще наблудил Владимир не с греческой монахиней, а с дочерью болгарского царя Семеона I и царицы Мериам (армянка). Зри в корень, если нет другого, то в свой.
Не уподобляйтесь придворным борзописцам от ПВЛ - с какой стати Святополк Окаянный, то есть подобный Каину, он же не убивал своих брать, как Владимир и как его ущербный уродец сводный брат Ярослав. Ярополк был истинным наследником Киевского престола и с этим был согласен Святослав. Свенельд привез в 971 году Ярополку болгарскую царевну и 972 году Ярополк крестился и венчался. Святополк, Борис и Глеб были так же крещеные Святополк матерью болгарыней, а Борис и Глеб принцессой Анной женой Владимира. Именно Святополк от Ярополка, Борис и Глеб имели полное право на Киевский стол. Рогнеду Владимир выгнал из Киева и она уехала в Полоцк с Изяславом. Ярослава не любил не отец Владимир ни один из братьев, что написано в ПВЛ полный бред.
По рассказу «Повести временных лет», рождён гречанкой, вдовой великого князя киевского Ярополка Святославича, погибшего в междоусобной войне с братом, князем новгородским Владимиром и взятой последним в наложницы. В одной из статей летопись говорит, что вдова уже была беременна (бе не праздна), в таком случае отцом Святополка был Ярополк. Тем не менее, Владимир, который стал великим князем киевским, называл Святополка своим законным сыном (третьим по старшинству) и дал ему княжение в Турове.
Летописец называет Святополка сыном двух отцов (от двою отцю) и замечает с намёком на дальнейшую судьбу князя: «от греховного плод злой бывает». Не исключено, что эта история представляет собой позднейшую легендарную вставку; древнейший текст Новгородской первой летописи без оговорок именует Святополка сыном Владимира, так же пишет и Титмар Мерзебургский. Выдвигалась также гипотеза, что Святополк был сыном не гречанки, а «чехини», одной из первых жён Владимира.
С другой стороны, исследователи антропонимики обращают внимание на то, что имена практически всех остальных сыновей «второго» отца Владимира по принципу варьирования родового имени построены на корне «-слав» на 2-м месте в честь их деда Святослава (Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Мстислав и прочие). А вот имя «Святополк», построенное по тому же принципу, хотя и показывает, что дедом ребёнка действительно был Святослав, но во 2-й части является варьированием имени своего «первого» отца Ярополка, то есть различие между этими детьми (либо сомнения Владимира) чувствовалось ещё при выборе имени для младенца.
В «Повести временных лет» другой сын Владимира Ярослав, ставший великим князем киевским Ярославом Мудрым, поставлен впереди Святополка. В Новгородской первой летописи Ярослав Мудрый занимает четвертую позицию, которая, видимо, более соответствует действительности по мнению историков. Слух о рождении Святополка от двух родителей даёт основание считать, что он родился через 7—9 месяцев после вступления Владимира в Киев в июне 978, соответственно Святополк мог родиться в начале 979. Часть историков продолжает считать дискуссионным происхождение Святополка. Н. Котляр на основании тамги на монетах Святополка считает, что сам князь декларировал своё происхождение от Ярополка. Если эта версия правильная, а интерпретация княжеских тамг довольно спорная (двузубец (без креста) был знаком Ярополка, а также использовался на тамге Мстислава Владимировича, найденной на Тамани), то это доказывает старание Святополка отмежеваться от Владимира и других его сыновей. Известно, что в 1018 году Святополк взял в заложницы мачеху и сестёр Ярослава; это было бы едва ли допустимо, если бы он также считал себя сыном Владимира.
Святополк состоял в браке с дочерью польского князя Болеслава Храброго (польск. Bolesław I Chrobry, с 1025 король). Она родилась от третьего брака с Эмгильдой между 991—1001 гг. (ближе к первой дате) и умерла после 14 августа 1018 г. Большинство исследователей датируют брак 1013—1014 гг., считая, что он был следствием мира, заключённого с Польшей после неудачного похода Болеслава. Однако без внимания остаётся миссия цистерцианца Бруно в 1008 г., которая могла закончиться миром, скреплённым браком. Святополк занимал туровский престол где-то с 990 г., его земли граничили с Польшей и потому именно его избрал Владимир в качестве кандидата на бракосочетание с польской принцессой.
После кончины Владимира 15 июля 1015 года Святополк оказался ближе всех других братьев к Киеву, вышел на свободу и без особых затруднений вступил на престол; его поддержал и народ, и бояре, составлявшие его окружение в Вышгороде под Киевом. В Киеве Святополк успел выпустить сребреники (известно 50 таких монет), похожие на сребреники Владимира. Сребреник Святополка Владимировича чеканили в 1015-1016 гг. Монета весит чуть менее 3 грамм и имеет диаметр около 29 мм. На лицевой стороне изображение князя с круговой надписью: «Святополк на столе [престоле]». На обратной стороне: княжеский знак в виде двузубца, левый конец которого завершается крестом, и надпись: «А се его серебро». На некоторых монетах Святополк именуется своим христианским именем Петрос или Петор.
Некоторые исследователи на основании саги про Эймунда поддерживают гипотезу, что смерть Бориса — «дело рук» варягов, присланных Ярославом Мудрым в 1017 году, учитывая то, что, по летописям, и Ярослав, и Брячислав, и Мстислав отказались признать Святополка законным князем в Киеве. Лишь два брата — Борис и Глеб — заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего», и для Святополка весьма странным было бы убивать своих союзников. До настоящего времени эта гипотеза имеет как своих сторонников, так и противников. Исследователи антропонимики приводят косвенное доказательство его невиновности, указывая[4], что хотя у Рюриковичей имелся четко ограниченный набор родовых имен, и имена «плохих» князей из него исключались, однако со смертью Святополка Окаянного его имя «Святополк» из него не вычеркивается, и продолжает использоваться вплоть до середины XII века. «Можно предположить, вслед за А. Поппэ, что в княжеской традиции на протяжении всего XI-начала XII столетия Святополк не считался прямым виновником гибели свв. Бориса и Глеба. Лишь позднее, когда агиографическая версия вытесняет родовое предание, это имя постепенно уходит из именослова правящей династии».
Согласно Новгородской первой летописи, после битвы на Альте Святополк бежал к печенегам, и дальнейшая его судьба не указана. По рассказу «Повести временных лет», носящему легендарные черты, братоубийца был наказан параличом и безумием: «…и расслабишася кости его, не можааше седети, несяхут и на носилех» — и умер во время бегства. Место смерти Святополка ПВЛ обозначает как «между ляхы и чахы», что многие исследователи (начиная с одного из первых исследователей борисоглебских памятников О. И. Сенковского) считают не буквальным географическим обозначением границы Чехии и Польши, а поговоркой со значением «Бог знает где», образ же пустыни, скорее всего, имеет библейское происхождение.
Монголы завоевавшие Великую Булгарию переняли, от булгар - религию - ислам, культуру, а так же сохранили города, так как собственных не имели.
Золотая Орда (Улус Джучи, тюркский Улу Улус — «Великое государство») — средневековое государство в Евразии. С 1224 по 1266 год находилось в составе Монгольской империи. В 1266 году при хане Менгу-Тимуре обрела полную самостоятельность, сохранив только формальную зависимость от имперского центра. В начале 1320-х годов при хане Узбеке государственной религией стал ислам. К середине XV века Золотая Орда распалась на несколько самостоятельных ханств; её центральная часть, номинально продолжавшая считаться верховной — Большая Орда, прекратила существование в начале XVI века.
Название «Золотая Орда» впервые было употреблено на Руси в 1566 году в историко-публицистическом сочинении «Казанская история», когда самого государства уже не существовало. До этого времени во всех русских источниках слово «Орда» использовалось без прилагательного «Золотая». С XIX века термин прочно закрепился в историографии и используется для обозначения улуса Джучи в целом, либо (в зависимости от контекста) его западной части со столицей в Сарае. В собственно золотоордынских и восточных (арабо-персидских) источниках государство не имело единого названия. Оно обычно обозначалось термином «улус», с добавлением какого-либо эпитета («Улуг улус») или имени правителя («улус Берке»), причём не обязательно действующего, но и царствовавшего ранее («Узбек, владетель стран Берке», «послы Тохтамышхана, государя земли Узбековой»). Наряду с этим в арабо-персидских источниках часто использовался старый географический термин Дешт-и-Кипчак и даже Булгар. Слово «орда» в этих же источниках обозначало ставку (передвижной лагерь) правителя (примеры его употребления в значении «страна» начинают встречаться только с XV века), стан, кочевье. Сочетание «золотая орда» (персидский آلتان اوردون, Urdu-i Zarrin) в значении «золотой парадный шатёр» встречается в описании арабского путешественника Ибн Баттуты применительно к резиденции хана Узбека. В русских летописях слово «орда» обычно означало войско. Его употребление в качестве названия страны становится постоянным с рубежа XIII—XIV веков, до этого времени в качестве названия использовался термин «Татары».В западно-европейских источниках были распространены наименования «страна Команов», «Комания» или «держава татар», «земля татар», «Татария». Китайцы называли монголов «татарами» (тар-тар).
Границы Орды арабский историк Аль-Омари, живший в первой половине XIV века определял так: Границы этого государства со стороны Джейхуна — Хорезм, Саганак, Сайрам, Яркенд, Дженд, Сарай, города Маджар, Азака-Кака, Акча-Кермен, Кафа, Судак, Саксин, Укек, Булгар, Беляр, область Сибири, Ибирь, Башкырд и Чулыман и так далее.
Монголы вырезали многие города Киев, Рязань, Москву, Козельск - злой город. Молодой князь Московский Федор говорят утонул в крови. Города все восстановились в течении года. Козельск - Рязань - Киев вероятней могут пропасть сейчас в настоящие время, чем в то от нашествия Монгол. Действительно Семендер и Итиль стали принадлежать Золотой Орде, но до этого они принадлежали Великой Булгарии с 987 года. На Кавказе главенствовали три силы Булгары (в том числе Половцы и Узы), Персы и Тюрский Халифат - это до 1223-1227 годов, то есть до прихода монгол Чингиза. Если бы Хазария и иудаизм имели хоть какой-то вес после 969 года, то есть 300 лет прошло, то Золотая Орда официально приняла наверно не ислам, а иудаизм. Самуэль хватит лапшу развешивать не у всех уши как у вас не выдерживают ваши чревовещания.
Обыденный дом - обыденный храм то есть построенные в единый день. На Руси строили быстро и качественно, дома из дерева стоят по 100-200 лет, так что то что что осталось от 40 тысячного Киева в 1240 году 200-400 дворов можно было поставить за пару дней. Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые укрепления общей протяжённостью около 850 метров и площадью около 3 га. Укрепление было окружено рвом шириной 16 — 18 м и глубиной не менее 5 м. Земляной вал по ширине был около 14,5 м и 7 м по высоте. Для тех времён это была типичная средняя русская крепость. Вал был укреплён дубовыми брусьями, скреплявшимися на польский манер. В 1238 году во время монгольского нашествия Кремль был разрушен. С 1264 года являлся резиденцией московских удельных князей. В 1339 году построены стены и башни рубленные из дуба с забутовкой камнем и щебнем.
В 1366—1368 годах, при великом князе Дмитрии Донском, деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из местного белого камня. Вскоре после постройки белокаменных стен они дважды — в 1368 и 1370 годах — выстояли против осады войск князя Ольгерда; в 1382 году хан Тохтамыш обманным путём проник в Кремль и разорил его, однако крепость быстро была восстановлена. В начале XVI века в Кремле итальянскими мастерами строятся новые храмы: собор Чудова монастыря (1501—1503), собор Вознесенского монастыря (1519), церковь Иоанна Лествичника (1505—1508), церковь Николы Гостунского, перестраивается храм Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (1504). Начиная с 1485 года на протяжении целого десятилетия под руководством итальянских зодчих белокаменные прясла стен и башни разбирались, а на их месте возводились новые из обожженного кирпича.
Площадь крепости была увеличена за счёт присоединения значительных территорий на северо-западе и достигла 27,5 га, а Кремль получил современные очертания неправильного треугольника. Форма башен и завершения стены в виде зубцов напоминают замок Скалигеров в Вероне и замок Сфорца в Милане. В 1508 году вдоль стен был вырыт ров, вода в который поступала из Неглинной. Кремль окончательно превратился в неприступную, окружённой водой со всех сторон крепость, обособленную от разросшегося к тому времени города. При реставрации стен и башен в 1946—1950 годах и в 1974—1978 годах внутри их кирпичной кладки, в нижних частях и фундаментах, были обнаружены белокаменные блоки, использованные в качестве забутовки. Возможно, что это и есть остатки белокаменных стен Кремля времени Дмитрия Донского.
Действительно основная масса татар 92% приняли ислам, 6% оставались тенгре-язычниками, 2% православные христиане. Вот иудаизма следов не обнаружено в татарской народной среде, среди беков и ханстве.
Великий Булгар
XI—XIV века
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 1319
- Зарегистрирован: 18.10.2019
- Откуда: Moscow
1698149727
Gosha
[i][color=#800000]«Волжская Булгария стала великой только из-за разумного правления – кесарю кесарево – богу богово – человекам человеческое. Когда власть правит разумно возникают великие государства, когда неразумно государства исчезают. В противоположность Руси Булгария не была лапотной страной. Религия Булгарии ислам была более прогрессивной чем консервативный иудаизм Хазарии, что привело к образованию устойчивой вертикали власти, после принятия ислама вырос уровень грамотности населения, появились ученые, историки, медики, юристы и богословы. Это было обусловлено введением арабского письма вместо тюркских рун».[/color][/i]
[img]https://jkkrd.ru/wp-content/uploads/e/9/2/e92f78a3de1ca931944ee61d41a96d05.jpeg[/img]
Первые шаги на пути к консолидации булгарских племен Поволжья были сделаны еще в средине ІХ века. Однако наиболее отчетливо политика централизации и объединения разобщенных групп в единое государство проявилась в деятельности эльтебера Алмуша, который пришел к власти в 895 году. Алмушу удалось взять под контроль четырех правителей и создать боеспособную дружину. С начала Х века эльтебер начинает чеканить собственную серебряную монету. Кроме того, он регулировал сбор дани, которая уплачивалась хазарам поволжскими племенами. К Х веку относятся первые письменные упоминания о Волжской Булгарии как о едином государстве, но фактически вплоть до средины Х века население Поволжья было зависимо от хазар.
До сих пор неизвестно, когда булгары попали под контроль хазар. Поволжье, расположенное на важных торговых путях, еще в VIII века являлось важным пунктом в политике экспансии, которую проводил Хазарский каганат. Волжская Булгария, основанная на этих землях, также не могла не заинтересовать это государство. С Х века экономика Хазарского каганата опиралась только на торговлю и широкие связи с другими странами.
В Х веке уровень Каспийского моря значительно повысился, и большая часть прилегающей территории оказалась затопленной. Во времена, когда на международной арене важную роль начинала играть Волжская Булгария, основные занятия хазар (ловля рыбы и земледелие) теряют актуальность. Современные исследователи видят причину заинтересованности Хазарского каганата поволжскими землями именно в высоком уровне развития производительных сил Булгарии, экономика которой основывалась не только на торговле, а и на земледелии, пчеловодстве, скотоводстве, ремеслах и охоте.
[img]http://www.syl.ru/misc/i/ai/186086/773028.jpg[/img]
В вопросе создания и укрепления государства Волжская Булгария религия занимала важнейшее место. Тюркоязычные племена принесли в Поволжье основы самобытной языческой веры, истоки которой можно увидеть в зороастризме. Алмуш, осознавая необходимость укрепления положения молодого государства, в начале Х века устанавливает тесные связи с Багдадом. В 922 году халиф Али аль-Муктадир направляет в Волжскую Булгарию посольство, в составе которого был известный арабский путешественник и писатель – Ибн Фадлан. В том же году официальной религией государства был провозглашен ислам.
Ислам в Волжской Булгарии явился консолидирующим элементом. Именно под покровительством этой религии первым правителям удалось объединить разобщенные ранее племена. Кроме того, принятие ислама в качестве государственной религии играло и важную политическую роль. Именно с этого момента Волжская Булгария становится частью мусульманского мира, что позволило установить тесные экономические и торговые связи с другими восточными странами. Данные археологии свидетельствуют о том, что после принятия ислама вырос уровень грамотности населения, появились ученые, историки, медики, юристы и богословы. Это было обусловлено введением арабского письма вместо тюркских рун.
Общество Волжской Булгарии по праву можно считать раннефеодальным. Но развитие феодальных отношений тормозилось пережитками родового строя. Ибн Фадлан в своих дневниках засвидетельствовал, что булгары зависели от правителя государства, наместников отдельных областей и знати, но здесь не существовало закрепощения крестьян частными лицами - феодалами.
Каждый, кто работал на земельном участке, распоряжался урожаем самостоятельно, выплачивая при этом ежегодный натуральный налог в пользу государства.
Кроме того, местная феодальная знать эксплуатировала крестьян из марийских, мордовских и удмуртских племен. Они были обременены данью и управлялись наместниками из Волжской Булгарии, которые содержали на их территории свои дружины. Волжская Булгария – классический образец раннефеодальной монархии. До середины Х века государство возглавлялось эльтебером, подчинявшимся хазарскому правителю. После разгрома тюркских войск киевским князем Святославом титул главы Волжской Булгарии был изменен на характерный для исламских стран. Эмир вел самостоятельную и внешнюю, и внутреннюю политику. Должность эта была наследственной и передавалась от отца к старшему сыну.
Болгарские племена на своей родине активно занимались скотоводством. Система хозяйства этого народа изменилась после образования государства Волжская Булгария. Основные занятия местного населения Поволжья до прихода тюркоязычных племен включали в себя земледелие и охоту. Это обусловило синтез и заимствование основ ведения хозяйства и создало предпосылки для развития экономики молодого государства. Основной отраслью сельского производства было плужное земледелие.
Главным орудием крестьянина являлся плуг, который носил название «ага». Также активно использовалась паровая обработка земли – двухполье и триполье.
Для окраин страны характерной была традиционная переложная система, а для лесных районов – подсечная. Большую роль в хозяйстве играло скотоводство, нередко представленное в кочевой форме. Булгары разводили коров, коз, овец, коней и так далее. Кроме того, в лесных районах была широко распространена охота. В жизни местного населения важную роль играли ремесленные занятия. Волжской Булгарии в целом было присуще раннее отделение ремесла от сельского хозяйства. Значительная часть мастеров проживала в больших городах, которые уже Х веке становятся огромными центрами металлообработки, гончарного и ювелирного производства. Как правило, ремесленники изготовляли сельскохозяйственные орудия, предметы вооружения, разнообразные украшения, керамику, обувь, одежду и так далее. Кожаные и ювелирные изделия из Волжской Булгарии пользовались широкой популярностью в Византии, на Руси и в Хазарии.
Развитие внутренней торговли тормозил натуральный характер сельского хозяйства, когда население было заинтересовано в производстве продуктов и изделий для себя, а не для продажи. С развитием товарно-денежных отношений роль обмена в жизни булгар значительно растет.
Волжская Булгария занимала выгодное географическое положение (центр Великого Волжского пути), поэтому в страну съезжались русские, хазарские, византийские и другие купцы. Они ввозили сырье (золото, серебро, железо, олово), изделия из металла, оружие, украшения, китайский шелк и зеркала, пряности и тому подобное. Главными экспортными товарами были меха, мед, воск, кожа, рыба, скот, а также пшеница. Следует отметить, что при торговле использовался безденежный обмен, но с 903 года в обиходе появляются металлические монеты - дирхемы, чеканить которые впервые начал Алмуш, с начала Х века Булгария все меньше зависела от грозного соседа с Юга – Хазарского каганата.
[i][color=#800000]Иудаизм самая консервативная, изоляционистская религия, евреи оказали Хазарии медвежью услугу разложив иудаизмом верховную власть Хазарии.[/color][/i]
Столица Волжской Булгарии находилась в городе Булгар. Его расцвет приходится на XI-XII века, когда он был крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром государства. Город расположился в устье реки Кама – на перекрестке международных торговых путей. Благодаря этому Болгар стал важным купеческим центром. Биляр – второй по значению город в Волжской Булгарии, который лежал на берегу реки Малый Черемшан. В связи с военной угрозой, исходившей от усилившегося Владимиро-Суздальского княжества, в ХІІ века столица государства переносится в Биляр. С этого времени в письменных источниках он именуется как «Великий Город».
Развитие торговли способствовало усилению таких булгарских городов, как Сувар, Ошель, Балымер, Иски Казань, Кашан, Джукетау и прочие, которые являлись не только экономическими центрами, но и стратегически важными крепостями. После удачного похода киевского князя Святослава на Хазарский каганат булгары начинают свою экспансию на земли вятичей, которые проживали в верхнем течении Оки. Эта река была важным торговым путем. Контроль над ней позволил бы получать огромные прибыли. Тюркским племенам удалось установить тесные торговые связи с вятичами, которые не ослабли даже после установления над ними киевского протектората.
После смерти великого князя Святослава Игоревича Русь вступает в полосу междоусобиц. Особенно активно велась борьба между его сыновьями – Ярополком и Владимиром. В это время вятичи при поддержке Волжской Булгарии отказываются платить дань киевскому князю и поднимают несколько мощных восстаний.
В Х веке правитель Булгарии женился на вятической княгине – дочери Ярополка. Такой династический союз позволил бы их сыну претендовать на киевский престол, но для поволжского государства он был выгоден только с точки зрения установления контроля над верхним течением реки Оки. В 985 году был заключен «Вечный мир» между булгарским правителем и Владимиром Великим (Святым). Это дата знаменует собой начало тесных взаимоотношений между двумя государствами. Кроме того, подписав этот договор, Владимир отказался от претензий на Волжский торговый путь. «Вечный мир» – значительное достижение булгарской дипломатии, так как основой экономики этой страны являлась именно торговая деятельность.
После заключения договора к Владимиру прибыло посольство с предложением принять ислам и сделать его государственной религией. Следует отметить, что после поражения языческой реформы князь находился в поиске оптимальной религии. Главный выбор стоял между византийским христианством и исламом, который исповедовала Волжская Булгария. Религия, по мнению Владимира, была призвана консолидировать общество и увеличить значение Руси на международной арене, поэтому он отказался от предложения посольства и принял христианство византийского толка. Мирные торговые связи между государствами в течение нескольких веков прерывались кратковременными войнами. Еще в конце Х века Владимир Великий совершил неудачный поход на земли булгар, а с ХІ века начинаются регулярные столкновения с северо-восточными русскими княжествами.
Причину этих конфликтов следует объяснять заинтересованностью обеих сторон в контроле над землями, расположенными на берегах реки Оки и ее притоков.
В 1120 году Владимиро-Суздальский князь Юрий Долгорукий совершил успешный поход на тюркоязычные племена, но его целью был не захват каких-либо территорий, а грабеж.
В результате нескольких разрушительных походов на Волжскую Булгарию русских дружин в ХІ веке ее столицу пришлось перенести вглубь страны – в город Биляр. В 1220 году был разрушен важнейший экономический центр Булгарии Ошель. После этого эльтебер несколько раз отправлял своих послов к Владимиро-Суздальским князьям, но только в 1224 году удалось заключить мир.
Территория Волжской Булгарии неоднократно подвергалась набегам монголо-татарских орд. В 1223 году монголам удалось разбить русско-половецкое войско в битве на реке Калка, но походы Чингисхана на поволжское население в 1229 и 1232 годах были менее удачными.
В 1236 году хан Батый собрал огромное боеспособное войско и двинулся на запад. В этом же году большая часть булгарских городов была разрушена. Пал и «Великий Город» Биляр. Новый поход Батыя в 1240 году окончательно подорвал экономическую жизнь Волжской Булгарии. В результате этих монгольских завоеваний все важные центры, включая столицу, были разрушены, а население Биляра практически полностью вырезано.
В 1243 году Волжская Булгария становится одной из провинций могущественной Золотой Орды. С этих пор ее правители попадают под вассальную зависимость от хана и обязываются выплачивать ему дань. В то же время период золотоордынского владычества ознаменовался новым культурным и экономическим расцветом Волжской Булгарии. В значительной степени этому способствовало провозглашение ислама государственной религией Золотой Орды. А бывший «Великий Город» Биляр становится временной резиденцией хана. В результате внутренних междоусобиц в Золотой Орде территория Поволжья попала в 1361 году под контроль Булат-Темира. С этих пор государство Волжская Булгария прекращает свое существование и распадается на два княжества. В XV веке южные булгарские районы переходят под контроль Москвы, а северные с центром в Казани становятся основой для формирования нового государства – Казанского ханства.
Волжская Булгария (Волжская Болгария, Волжско-Камская Булгария, Волго-Камская Булгария, Серебряная Булгария, татарский Идел Болгары, чувашский Атӑлçи́ Пӑлха́р) — историческое государство в среднем Поволжье и бассейне Камы (X—XIII века).
В 1236 году монгольская армия во главе с Субэдэем разорила всю Волжско-Камскую Болгарию. После образования Золотой Орды волжские болгары (булгары) стали одним из основных компонентов в этногенезе современных казанских татар и чувашей.
Вся история о правлении Ярополка была вымарана Владимиром, а Ярослав Владимирович оправдывая себя рассказал о беззаконии и зверствах собственного отца князя, что тоже было изъято из летописных текстов, чтобы Святой князь Владимир выглядел в истории более менее святым. Наиболее выдающейся личностью в окружении Ярополка был, безусловно, воевода Свенельд. Большинство историков сходятся на его скандинавском происхождении. Видную роль он начал играть ещё при деде Ярополка – князе Игоре Рюриковиче. При Святославе Свенельд стал одним из самых могущественных людей на Руси, имел собственную дружину, собирал дань, ходил вместе с князем в походы за Дунай. Существует мнение, что при Ярополке именно он фактически руководил делами государства. Свенельд имел двух сыновей – Люта и Мстишу. Свенельд обращается к Ярополку чтобы тот наказал Олега, но вероятней всего Свенельд помогал Владимиру и тот напал на Олега - убил младшего брата по отцу. Позже Свенельд чудесным образом превращается в Блуда и убивает Ярополка. Блуд – один из наиболее значимых воевод при князе Ярополке. Вероятно, он выдвинулся на первую роль после смерти (до этого момента неизвестен истории) Свенельда. Позже этот человек предал Ярополка. Варяжко – дружинник Ярополка, с которым, можно сказать, его скрепляли узы дружбы. Был крайне предан князю.
Как говорилось выше, по одной из версий, считается, что Ярополк Святославич был помолвлен с дочерью графа Куно фон Эненгена Кунигундой, но по какой-то причине свадьба не состоялась. Также он сватался к дочери полоцкого князя Рогволода - Рогнеде, но после захвата Полоцка и убийства её отца Владимиром тот сам насильно взял княжну в жены. Но князь Ярополк Святославич был все-таки женат на какой-то гречанке, чье имя история умалчивает. Скорее всего, она была захвачена в качестве трофея его отцом во время задунайских походов. Летопись рассказывает о том, что на момент смерти мужа она ждала ребенка и была взята в качестве наложницы его братом Владимиром. В таком случае получается, что её сын, будущий князь Киевский Святополк Окаянный, являлся ребенком Ярополка. Несмотря на это, он был усыновлен Владимиром. Впрочем, по другой версии, он считается его родным отпрыском. Сколько еще наблудил Владимир не с греческой монахиней, а с дочерью болгарского царя Семеона I и царицы Мериам (армянка). Зри в корень, если нет другого, то в свой.
Не уподобляйтесь придворным борзописцам от ПВЛ - с какой стати Святополк Окаянный, то есть подобный Каину, он же не убивал своих брать, как Владимир и как его ущербный уродец сводный брат Ярослав. Ярополк был истинным наследником Киевского престола и с этим был согласен Святослав. Свенельд привез в 971 году Ярополку болгарскую царевну и 972 году Ярополк крестился и венчался. Святополк, Борис и Глеб были так же крещеные Святополк матерью болгарыней, а Борис и Глеб принцессой Анной женой Владимира. Именно Святополк от Ярополка, Борис и Глеб имели полное право на Киевский стол. Рогнеду Владимир выгнал из Киева и она уехала в Полоцк с Изяславом. Ярослава не любил не отец Владимир ни один из братьев, что написано в ПВЛ полный бред.
По рассказу «Повести временных лет», рождён гречанкой, вдовой великого князя киевского Ярополка Святославича, погибшего в междоусобной войне с братом, князем новгородским Владимиром и взятой последним в наложницы. В одной из статей летопись говорит, что вдова уже была беременна (бе не праздна), в таком случае отцом Святополка был Ярополк. Тем не менее, Владимир, который стал великим князем киевским, называл Святополка своим законным сыном (третьим по старшинству) и дал ему княжение в Турове.
Летописец называет Святополка сыном двух отцов (от двою отцю) и замечает с намёком на дальнейшую судьбу князя: «от греховного плод злой бывает». Не исключено, что эта история представляет собой позднейшую легендарную вставку; древнейший текст Новгородской первой летописи без оговорок именует Святополка сыном Владимира, так же пишет и Титмар Мерзебургский. Выдвигалась также гипотеза, что Святополк был сыном не гречанки, а «чехини», одной из первых жён Владимира.
С другой стороны, исследователи антропонимики обращают внимание на то, что имена практически всех остальных сыновей «второго» отца Владимира по принципу варьирования родового имени построены на корне «-слав» на 2-м месте в честь их деда Святослава (Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Мстислав и прочие). А вот имя «Святополк», построенное по тому же принципу, хотя и показывает, что дедом ребёнка действительно был Святослав, но во 2-й части является варьированием имени своего «первого» отца Ярополка, то есть различие между этими детьми (либо сомнения Владимира) чувствовалось ещё при выборе имени для младенца.
В «Повести временных лет» другой сын Владимира Ярослав, ставший великим князем киевским Ярославом Мудрым, поставлен впереди Святополка. В Новгородской первой летописи Ярослав Мудрый занимает четвертую позицию, которая, видимо, более соответствует действительности по мнению историков. Слух о рождении Святополка от двух родителей даёт основание считать, что он родился через 7—9 месяцев после вступления Владимира в Киев в июне 978, соответственно Святополк мог родиться в начале 979. Часть историков продолжает считать дискуссионным происхождение Святополка. Н. Котляр на основании тамги на монетах Святополка считает, что сам князь декларировал своё происхождение от Ярополка. Если эта версия правильная, а интерпретация княжеских тамг довольно спорная (двузубец (без креста) был знаком Ярополка, а также использовался на тамге Мстислава Владимировича, найденной на Тамани), то это доказывает старание Святополка отмежеваться от Владимира и других его сыновей. Известно, что в 1018 году Святополк взял в заложницы мачеху и сестёр Ярослава; это было бы едва ли допустимо, если бы он также считал себя сыном Владимира.
Святополк состоял в браке с дочерью польского князя Болеслава Храброго (польск. Bolesław I Chrobry, с 1025 король). Она родилась от третьего брака с Эмгильдой между 991—1001 гг. (ближе к первой дате) и умерла после 14 августа 1018 г. Большинство исследователей датируют брак 1013—1014 гг., считая, что он был следствием мира, заключённого с Польшей после неудачного похода Болеслава. Однако без внимания остаётся миссия цистерцианца Бруно в 1008 г., которая могла закончиться миром, скреплённым браком. Святополк занимал туровский престол где-то с 990 г., его земли граничили с Польшей и потому именно его избрал Владимир в качестве кандидата на бракосочетание с польской принцессой.
После кончины Владимира 15 июля 1015 года Святополк оказался ближе всех других братьев к Киеву, вышел на свободу и без особых затруднений вступил на престол; его поддержал и народ, и бояре, составлявшие его окружение в Вышгороде под Киевом. В Киеве Святополк успел выпустить сребреники (известно 50 таких монет), похожие на сребреники Владимира. Сребреник Святополка Владимировича чеканили в 1015-1016 гг. Монета весит чуть менее 3 грамм и имеет диаметр около 29 мм. На лицевой стороне изображение князя с круговой надписью: «Святополк на столе [престоле]». На обратной стороне: княжеский знак в виде двузубца, левый конец которого завершается крестом, и надпись: «А се его серебро». На некоторых монетах Святополк именуется своим христианским именем Петрос или Петор.
Некоторые исследователи на основании саги про Эймунда поддерживают гипотезу, что смерть Бориса — «дело рук» варягов, присланных Ярославом Мудрым в 1017 году, учитывая то, что, по летописям, и Ярослав, и Брячислав, и Мстислав отказались признать Святополка законным князем в Киеве. Лишь два брата — Борис и Глеб — заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего», и для Святополка весьма странным было бы убивать своих союзников. До настоящего времени эта гипотеза имеет как своих сторонников, так и противников. Исследователи антропонимики приводят косвенное доказательство его невиновности, указывая[4], что хотя у Рюриковичей имелся четко ограниченный набор родовых имен, и имена «плохих» князей из него исключались, однако со смертью Святополка Окаянного его имя «Святополк» из него не вычеркивается, и продолжает использоваться вплоть до середины XII века. «Можно предположить, вслед за А. Поппэ, что в княжеской традиции на протяжении всего XI-начала XII столетия Святополк не считался прямым виновником гибели свв. Бориса и Глеба. Лишь позднее, когда агиографическая версия вытесняет родовое предание, это имя постепенно уходит из именослова правящей династии».
Согласно Новгородской первой летописи, после битвы на Альте Святополк бежал к печенегам, и дальнейшая его судьба не указана. По рассказу «Повести временных лет», носящему легендарные черты, братоубийца был наказан параличом и безумием: «…и расслабишася кости его, не можааше седети, несяхут и на носилех» — и умер во время бегства. Место смерти Святополка ПВЛ обозначает как «между ляхы и чахы», что многие исследователи (начиная с одного из первых исследователей борисоглебских памятников О. И. Сенковского) считают не буквальным географическим обозначением границы Чехии и Польши, а поговоркой со значением «Бог знает где», образ же пустыни, скорее всего, имеет библейское происхождение.
[i][color=#800000]Монголы завоевавшие Великую Булгарию переняли, от булгар - религию - ислам, культуру, а так же сохранили города, так как собственных не имели.
[/color][/i]
Золотая Орда (Улус Джучи, тюркский Улу Улус — «Великое государство») — средневековое государство в Евразии. С 1224 по 1266 год находилось в составе Монгольской империи. В 1266 году при хане Менгу-Тимуре обрела полную самостоятельность, сохранив только формальную зависимость от имперского центра. В начале 1320-х годов при хане Узбеке государственной религией стал ислам. К середине XV века Золотая Орда распалась на несколько самостоятельных ханств; её центральная часть, номинально продолжавшая считаться верховной — Большая Орда, прекратила существование в начале XVI века.
Название «Золотая Орда» впервые было употреблено на Руси в 1566 году в историко-публицистическом сочинении «Казанская история», когда самого государства уже не существовало. До этого времени во всех русских источниках слово «Орда» использовалось без прилагательного «Золотая». С XIX века термин прочно закрепился в историографии и используется для обозначения улуса Джучи в целом, либо (в зависимости от контекста) его западной части со столицей в Сарае. В собственно золотоордынских и восточных (арабо-персидских) источниках государство не имело единого названия. Оно обычно обозначалось термином «улус», с добавлением какого-либо эпитета («Улуг улус») или имени правителя («улус Берке»), причём не обязательно действующего, но и царствовавшего ранее («Узбек, владетель стран Берке», «послы Тохтамышхана, государя земли Узбековой»). Наряду с этим в арабо-персидских источниках часто использовался старый географический термин Дешт-и-Кипчак и даже Булгар. Слово «орда» в этих же источниках обозначало ставку (передвижной лагерь) правителя (примеры его употребления в значении «страна» начинают встречаться только с XV века), стан, кочевье. Сочетание «золотая орда» (персидский آلتان اوردون, Urdu-i Zarrin) в значении «золотой парадный шатёр» встречается в описании арабского путешественника Ибн Баттуты применительно к резиденции хана Узбека. В русских летописях слово «орда» обычно означало войско. Его употребление в качестве названия страны становится постоянным с рубежа XIII—XIV веков, до этого времени в качестве названия использовался термин «Татары».В западно-европейских источниках были распространены наименования «страна Команов», «Комания» или «держава татар», «земля татар», «Татария». Китайцы называли монголов «татарами» (тар-тар).
[i][color=#800000]Границы Орды арабский историк Аль-Омари, живший в первой половине XIV века определял так: Границы этого государства со стороны Джейхуна — Хорезм, Саганак, Сайрам, Яркенд, Дженд, Сарай, города Маджар, Азака-Кака, Акча-Кермен, Кафа, Судак, Саксин, Укек, Булгар, Беляр, область Сибири, Ибирь, Башкырд и Чулыман и так далее.[/color][/i]
Монголы вырезали многие города Киев, Рязань, Москву, Козельск - злой город. Молодой князь Московский Федор говорят утонул в крови. Города все восстановились в течении года. Козельск - Рязань - Киев вероятней могут пропасть сейчас в настоящие время, чем в то от нашествия Монгол. Действительно Семендер и Итиль стали принадлежать Золотой Орде, но до этого они принадлежали Великой Булгарии с 987 года. На Кавказе главенствовали три силы Булгары (в том числе Половцы и Узы), Персы и Тюрский Халифат - это до 1223-1227 годов, то есть до прихода монгол Чингиза. Если бы Хазария и иудаизм имели хоть какой-то вес после 969 года, то есть 300 лет прошло, то Золотая Орда официально приняла наверно не ислам, а иудаизм. Самуэль хватит лапшу развешивать не у всех уши как у вас не выдерживают ваши чревовещания.
Обыденный дом - обыденный храм то есть построенные в единый день. На Руси строили быстро и качественно, дома из дерева стоят по 100-200 лет, так что то что что осталось от 40 тысячного Киева в 1240 году 200-400 дворов можно было поставить за пару дней. Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые укрепления общей протяжённостью около 850 метров и площадью около 3 га. Укрепление было окружено рвом шириной 16 — 18 м и глубиной не менее 5 м. Земляной вал по ширине был около 14,5 м и 7 м по высоте. Для тех времён это была типичная средняя русская крепость. Вал был укреплён дубовыми брусьями, скреплявшимися на польский манер. В 1238 году во время монгольского нашествия Кремль был разрушен. С 1264 года являлся резиденцией московских удельных князей. В 1339 году построены стены и башни рубленные из дуба с забутовкой камнем и щебнем.
В 1366—1368 годах, при великом князе Дмитрии Донском, деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из местного белого камня. Вскоре после постройки белокаменных стен они дважды — в 1368 и 1370 годах — выстояли против осады войск князя Ольгерда; в 1382 году хан Тохтамыш обманным путём проник в Кремль и разорил его, однако крепость быстро была восстановлена. В начале XVI века в Кремле итальянскими мастерами строятся новые храмы: собор Чудова монастыря (1501—1503), собор Вознесенского монастыря (1519), церковь Иоанна Лествичника (1505—1508), церковь Николы Гостунского, перестраивается храм Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (1504). Начиная с 1485 года на протяжении целого десятилетия под руководством итальянских зодчих белокаменные прясла стен и башни разбирались, а на их месте возводились новые из обожженного кирпича.
Площадь крепости была увеличена за счёт присоединения значительных территорий на северо-западе и достигла 27,5 га, а Кремль получил современные очертания неправильного треугольника. Форма башен и завершения стены в виде зубцов напоминают замок Скалигеров в Вероне и замок Сфорца в Милане. В 1508 году вдоль стен был вырыт ров, вода в который поступала из Неглинной. Кремль окончательно превратился в неприступную, окружённой водой со всех сторон крепость, обособленную от разросшегося к тому времени города. При реставрации стен и башен в 1946—1950 годах и в 1974—1978 годах внутри их кирпичной кладки, в нижних частях и фундаментах, были обнаружены белокаменные блоки, использованные в качестве забутовки. Возможно, что это и есть остатки белокаменных стен Кремля времени Дмитрия Донского.
[i][color=#800000]Действительно основная масса татар 92% приняли ислам, 6% оставались тенгре-язычниками, 2% православные христиане. Вот иудаизма следов не обнаружено в татарской народной среде, среди беков и ханстве.[/color][/i]