«Мировая политика во второй половине XX в. определялась глобальной идеологической, геополитической и экономической конфронтацией между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой. Эта конфронтация получила название холодной войны — в отличие от «горячей войны» 1939-1945 гг. Впервые этот термин употребил 16 апреля 1947 г. Бернард Барух, советник президента США Гарри Трумэна, в речи перед палатой представителей штата Южная Каролина. Одной из главных составляющих конфронтации была идеология. Ее основная причина заключалась в глубинном противоречии установок капиталистической и социалистической моделей социального устройства общества. Две сверхдержавы — победительницы во Второй мировой войне пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам».
«Сущность всякой войны, в том числе холодной, состоит в применении силы или в угрозе ее применения. Современная война требует огромных моральных и материальных ресурсов. Появление дальнобойных средств поражения ликвидировало разрыв между фронтом и тылом. Через Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. прошло практически все население СССР 198,7 млн. человек, потери населения 27 млн. человек – это конечно приблизительная цифра, а потери советских вооруженных сил оцениваются в 8,5 — максимум 10,5 млн. человек – это цифра тоже условная. В огне войны погибло от 16 до 19 млн. мирных жителей – эта цифра также не выдерживает критики больше или меньше, кто как считает. Было полностью разрушено 7 тыс. городов и сел на территории СССР».
Окончание Второй мировой войны ознаменовалось появлением двух сверхдержав — Советского Союза и Соединенных Штатов Америки. Германия была разгромлена союзниками по антигитлеровской коалиции и потеряла политический вес. Франция продемонстрировала неспособность защитить собственный суверенитет. Экономическая мощь и политический вес Великобритании были серьезно подорваны. Советский Союз понес огромные потери. Но он был страной-победителем. Руководство СССР в силу социалистического устройства общества имело возможность использовать имеющиеся скудные ресурсы для борьбы за лидерство в мире. Наметившееся противостояние США и СССР постепенно стало перерастать в борьбу за лидерство в международных делах. Прежде всего эта борьба вылилась в гонку вооружений. Стоило одной из сторон создать какое-либо принципиально новое оружие, как ее противница бросала все силы и ресурсы, чтобы добиться того же. Безумное соревнование затронуло все: создание новейших систем стрелкового оружия, новых танков, самолетов, кораблей и подводных лодок. Но самым драматическим было соревнование в создании ядерного оружия и ракетной техники. Гонка вооружений коснулась даже образования. После полета Ю.В. Гагарина США были вынуждены пересмотреть основы системы образования и ввести принципиально новые методы обучения.
Холодная война велась и в области культуры, спорта. Она была широко отражена в кинематографе, причем пропагандистские фильмы снимали обе стороны. Литература и средства массовой информации также превратились в поле битвы за умы и души людей. США и многие страны Западной Европы бойкотировали по политическим мотивам Олимпийские игры 1980 г. в Москве. В ответ спортсмены стран Восточной Европы не участвовали в Олимпиаде в Лос-Анджелесе в 1984 г. Все события и явления в мире рассматривались как хорошие и плохие с точки зрения одной из сторон: то, что было ей выгодно, считалось хорошим, все остальное — плохим. В этом стороны мало отличались друг от друга.
Союзники
C началом Второй мировой войны возникла коалиция, в которую вошли идеологические и политические антиподы. Для борьбы с фашистским агрессором объединились Советский Союз, Соединенные Штаты Америки и Великобритания, все страны, не желавшие подпасть под пяту немецкого фашизма и японского милитаризма.
Советский Союз в июне 1941 г. оказался вынужден отражать в одиночку агрессию фашистской Германии, опиравшуюся на людской потенциал и экономическую мощь практически всей Европы. Международное положение Советского Союза и его взаимодействие с союзниками по антигитлеровской коалиции определялись успехами, достигнутыми на фронтах Великой Отечественной войны. Ведущие союзники СССР по антигитлеровской коалиции — США и Великобритания — приняли непосредственное участие в военных действиях на главном Европейском театре военных действий лишь на пятый год Второй мировой войны.
Тесное стратегическое взаимодействие участников антигитлеровской коалиции было достигнуто только на Тегеранской конференции руководителей трех ее ведущих держав, проходившей с 28 ноября по 1 декабря 1943 г. [1, с. 6, 9]. Впервые в со¬вещании на высшем уровне участвовал И.В. Сталин. В работе конференции основными для СССР были военные вопросы, для союзников — вопросы послевоенного устройства мира. Советский Союз в первую очередь настаивал на создании второго фронта в Европе, срок открытия которого западные союзники неоднократно переносили.
Однако победы Красной Армии в 1943 г. — в Сталинградской (1942-1943) и Курской (1943) битвах и в битве за Днепр (1943) вызвали опасения у военно-политического руководства США и Великобритании, что советские вооруженные силы освободят Европу без их участия.
Еще в январе 1942 г. в меморандуме, предназначенном для членов военного кабинета, тогдашний британский министр иностранных дел Иден писал: «Если пред-положить, что Германия потерпит поражение и германская военная мощь будет уничтожена, а Франция, по крайней мере, на протяжении длительного времени останется слабой страной, то не окажется противовеса России в Европе... Положение России на европейском континенте станет неуязвимым. Престиж России так возрастет, что установление коммунистических правительств в большинстве европейских стран будет очень облегчено.»
Такая оценка перспективы развития военно-политической обстановки в Европе совпадала с мнением У. Черчилля. В октябре 1942 г., в то время когда Красная Армия вела кровопролитные бои под Сталинградом, он лично делился с членами кабинета своей тревогой: «Все мои помыслы обращены, прежде всего, к Европе как прародительнице современных наций и цивилизации. Произошла бы страшная катастрофа, если бы русское варварство уничтожило культуру и независимость древних европейских государств».
До Тегеранской конференции впервые вопрос об открытии второго фронта начал конкретно обсуждаться западными союзниками на конференции в верхах, проходившей 12-25 мая 1943 г. в Вашингтоне. К этому времени была успешно завершена битва под Сталинградом и находилась на завершающей стадии Северо-Африканская кампания союзников. На конференции британский премьер-министр У. Черчилль, верный своей политике сохранения позиций Великобритании в Европе, отстаивал план развертывания военных действий в направлении Сицилия — Южная Италия и на Балканах. Он выступал против высадки союзников во Франции не только в 1943 г., но и весной 1944 г. Президент США Ф. Рузвельт, напротив, подчеркивал целесообразность принятия решения о форсировании Ла-Манша и высадке в Нормандии (Франция). Тем не менее в конце концов он согласился на новую отсрочку открытия второго фронта в Западной Европе. Правительство СССР было информировано в общих чертах президентом США об этом решении. Оно выразило протест против очередной отсрочки открытия второго фронта и заявило, что «не находит возможным присоединиться к такому решению, принятому к тому же без его участия и без попытки совместно обсудить этот важнейший вопрос и могущему иметь тяжелые последствия для дальнейшего хода войны».
На Тегеранской конференции Рузвельт стоял за выполнение плана по осуществлению десанта в Нормандии. Черчилль, не возражая прямо против этого, предложил расширить операции в Италии, на Балканах и Северной Адриатике, а также способствовать вступлению в войну против Германии Турции. Это позволило бы англо-американским войскам занять Центр Европы и выйти к Черному морю. Глава советской делегации в течение всей конференции проводил мысль, что лучший результат в разгроме фашистской Германии даст удар по врагу в Северной или Северо-Западной Франции. Западные союзники согласились с советской точкой зрения, но не отказались от своих военно-стратегических планов в Юго-Восточной Европе. Советская делегация все же признала целесообразность предложений по действиям союзников в Средиземном море и расширению помощи югославским партизанам. В ходе дискуссии об открытии второго фронта большое значение имело заявление главы советского правительства о том, что СССР готов только после капитуляции Германии вступить в войну с Японией.
По итогам работы Тегеранской конференции были приняты три документа: Военные решения Тегеранской конференции (не подлежал опубликованию), Декларация трех держав и Декларация трех держав об Иране (были опубликованы в печати). В первом документе согласовались планы уничтожения вооруженных сил гитлеровской Германии и масштабов и сроков операций. США и Великобритания приняли на себя обязательство провести операцию «Оверлорд» в Нормандии (Франция) в течение мая 1944 г. вместе с операцией в Южной Франции, а советская сторона — начать в это время наступление Красной Армии с целью предотвратить переброску германских сил с восточного на западный фронт. Военные штабы трех держав должны были поддерживать тесные контакты в отношении предстоящих операций в Европе. Стороны обязывались в возможно большем размере помогать борьбе югославских партизан. Участники Тегеранской конференции отметили желательность вступления Турции в войну на стороне союзников. Если же Болгария, являвшаяся союзником фашистской Германии, объявит войну Турции или нападет на нее, то Советский Союз немедленно окажется в состоянии войны с Болгарией.
Следующим шагом в согласовании планов окончательного разгрома фашистской Германии и ее союзников стала Крымская (Ялтинская) конференция, проходившая с 4 по 11 февраля 1945 года. В ней участвовали главы правительств и государств трех союзных держав антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании. Большое значение для всех стран имело принятое на конференции соглашение по вопросам Дальнего Востока, которое предусматривало вступление СССР в войну против Японии через 2-3 месяца после окончания войны в Европе. При этом оговаривались следующие условия: сохранение существующего статус-кво Монгольской Народной Республики; возвращение Советскому Союзу Южного Сахалина и всех прилегающих к нему островов, отторгнутых у России по Портсмутскому мирному договору 1905 г., а также передача ему всей группы Курильских островов; интернационализация торгового порта Дальний (Далянь); восстановление аренды на Порт-Артур (Люйшунь) как военно-морской базы СССР; совместная эксплуатация СССР и Китаем Китайско-Восточной и Южно-Маньчжурской железной дороги.
Одним из важнейших направлений взаимодействия Со¬ветского Союза с ведущими странами антигитлеровской коалиции стали поставки в СССР в рамках так называемого ленд-лиза (от англ. lend-lease, lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду). Он выступал как компенсация неучастия США и Великобритании в военных действиях в Европе против фашистской Германии и ее союзников. Ленд-лиз представляет своеобразную программу кредитования союзников Соединенными Штатами Америки посредством поставок техники, продуктов питания, оборудования, сырья и материалов. Первый шаг к ленд-лизу был сделан США 3 сентября 1940 года, когда Соединенные Штаты передали Британии 50 старых эсминцев в обмен на британские военные базы. В начале января 1941 гда был подготовлен проект закона о ленд-лизе. 11 марта закон получил одобрение обеих палат и был подписан президентом. Спустя три часа президент подписал и две первые директивы согласно этому закону. Из всего объема поставок США странам антигитлеровской коалиции по ленд-лизу в миллиардах долларов на Великобританию пришлось до 69%, на Советский Союз — до 25%.
Суть ленд-лиза была, в общем-то, довольно проста. Согласно закону о ленд-лизе, США могли поставлять технику, боеприпасы, оборудование и прочее странам, оборона которых была жизненно важной для самих Штатов. Все поставки проходили бесплатно. Техника, оборудование и материалы, истраченные, израсходованные или уничтоженные во время войны, оплате не подлежали. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно было быть оплачено. Что касается СССР, то обещание снабдить его необходимыми для войны материалами Рузвельт и Черчилль дали сразу же после нападения Германии на Советский Союз. 1 октября 1941 г. в Москве был подписан первый Московский протокол о снабжении СССР. Поставки были оплачены Советским Союзом золотом. Закон о ленд-лизе был распространен на СССР 28 октября 1941 г., в результате чего ему был предоставлен заем на 1 млрд долларов. В течение войны было подписано еще четыре протокола. 20 сентября 1945 г. все поставки по ленд-лизу в СССР были прекращены.
В ходе войны в СССР по ленд-лизу были поставлены сотни тысяч тонн грузов. Из США было поставлено: легких М3А1 «Стюарт» — 1676 шт., легких М5 — 5 шт., легких М24 — 2 шт., средних М3 «Грант» — 1386 шт., средних М4А2 «Шерман» (с 75-мм пушкой) — 2007 шт., средних М4А2 (с 76-мм пушкой) — 2095 шт., тяжелых М26 — 1 шт. Из Англии: пехотных «Валентайн» — 2394 шт., пехотных «Матильда» MkII — 918 шт., легких «Тетрарх» — 20 шт., тяжелых «Черчилль» — 301 шт., крейсерских «Кромвель» — 6 шт. Из Канады: «Валентайн» — 1388 шт. Итого: 12 199 танков. Они составили примерно 14% всех танков, поставленных на советско-германский фронт за годы войны (86,1 тыс. танков).
Советский Союз получил 328 тыс. т алюминия. Доля ленд-лизовского алюминия от общего количества алюминия, про-изведенного и полученного СССР, составила около 55%. Меди в СССР было поставлено 387 тыс. т — 45% от общего производства этого металла в СССР. По ленд-лизу Союзом было получено 3606 тыс. т автопокрышек — 30% от общего количества покрышек, произведенных и поставленных в СССР. Было поставлено 610 тыс. т сахара — 29,5%, 108 млн т хлопка — 6%. Из США в СССР в годы войны было поставлено 38,1 тыс. металлорежущих станков, из Великобритании — 6,5 тыс. станков и 104 пресса. За время войны в СССР было произведено 141 тыс. металлорежущих станков и кузнечных прессов. Таким образом, доля иностранных станков составила в отечественном хозяйстве 24%. В СССР также поступило 956,7 тыс. миль полевого телефонного кабеля, 2,1 тыс. миль морского кабеля и 1,1 тыс. миль подводного кабеля. Кроме того, в СССР по ленд-лизу было поставлено 35 800 радиостанций, 5899 приемников и 348 локаторов, 15,5 млн пар армейских ботинок, 5 млн т продовольствия и проч.
Даже по основным типам поставок доля ленд-лизовской продукции в общем объеме производства и поставок в СССР не превышала 28%. В целом же доля ленд-лизовской продукции в общем объеме произведенных и поставленных в СССР материалов, оборудования, продовольствия, техники и сырья обычно оценивается в 4%. Таким образом, можно с определенной долей уверенности заявлять, что ленд-лиз не оказал решающего воздействия на возможности СССР по ведению войны. По ленд-лизу поставлялись такие типы техники и материалов, которые составили большую часть от общего производства таковых в Советском Союзе. Стало бы критичным отсутствие поставок этих материалов?
Советский Союз вполне мог перераспределить производственные усилия так, чтобы обеспечить себя всем необходимым, включая и алюминий, и медь, и локомотивы. Мог ли СССР обойтись вообще без ленд-лиза? Да, мог. Но вопрос в том, чего бы это ему стоило. Не будь ленд-лиза, СССР мог пойти двумя путями решения проблемы дефицита тех товаров, которые поставлялись по ленд-лизу. Первый путь — просто закрыть на этот дефицит глаза. В результате в армии наблюдался бы недостаток автомобилей, самолетов и еще ряда наименований техники и оборудования. Тем самым армия, безусловно, была бы ослаблена, снизился бы темп наступательных операций. Второй вариант — увеличить собственное производство поставлявшейся по ленд-лизу продукции посредством привлечения к процессу производства лишней рабочий силы. Силу эту, соответственно, можно было взять только на фронте и тем самым опять же ослабить армию. Таким образом, при выборе любого из этих путей Красная Армия оказывалась в проигрыше. Как следствие — затягивание войны и лишние жертвы с нашей стороны. Иными словами, ленд-лиз хотя и не оказал решающего влияния на исход войны на Восточном фронте, но тем не менее спас сотни тысяч жизней советских граждан.
Холодная Третья Мировая война
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 1321
- Зарегистрирован: 18.10.2019
- Откуда: Moscow
Холодная Третья Мировая война
Есть только две бесконечные вещи Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной не уверен. - Эйнштейн
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 1321
- Зарегистрирован: 18.10.2019
- Откуда: Moscow
Re: Холодная Третья Мировая война
Говоря о роли ленд-лиза в победе СССР, не стоит забывать и еще о двух моментах. Во-первых, подавляющее большинство техники, оборудования и материалов было поставлено в СССР в 1943-1945 гг. То есть уже после перелома в ходе войны. Так, например, в 1941 г. по ленд-лизу было поставлено товаров на сумму примерно 100 млн долларов, что составило менее 1% от общего объема поставок. В 1942 г. этот процент составил 27,6. Таким образом, более 70% поставок по ленд-лизу при¬шлось на 1943-1945 гг., а в самый страшный для СССР период войны помощь союзников была не слишком заметна. Больше половины ленд-лизовских машин (215 тыс.) были доставлены в СССР в последний год войны. Во-вторых, далеко не вся по¬ставленная по ленд-лизу техника была использована армией и флотом. Из 202 поставленных в СССР торпедных катеров 118 так и не пришлось использовать в боевых действиях Великой Отечественной, поскольку они были введены в строй после ее окончания. Все 26 полученных СССР фрегатов также вступили в строй лишь летом 1945 г. Аналогичная ситуация наблюдалась и с другими типами техники.
При анализе поставок ясно видно, что они незначительны для США и Великобритании, учитывая уровень их производства. И действительно, эти страны произвели 22 млн единиц стрелкового оружия, а поставили всего 150 тыс. (0,68%). Из произведенных танков союзники поставили СССР 14%. Всего в США за годы войны было произведено около 5 млн автомобилей, а в СССР поставлено около 450 тыс. — меньше 10%. И так далее. Однако нельзя не учитывать, что поставки в СССР ограничивались не производственными возможностями союзников, а тоннажем имевшихся транспортных судов. Союз¬ники физически не располагали необходимым количеством транспортных судов для того, чтобы перевезти в СССР большее количество грузов.
Ленд-лизовские грузы попадали в СССР пятью маршрута¬ми: посредством арктических конвоев в Мурманск, по Черному морю, через Иран, через Дальний Восток и через советскую Арктику. Наиболее известным из этих маршрутов, безусловно, является мурманский. Но через русский Север не только не проходила большая часть ленд-лизовских грузов, но этот путь даже не был главным, уступая Дальнему Востоку и Ирану. Союзные поставки очень неравномерно распределялись по годам войны. В 1941-1942 гг. обусловленные обязательства по¬стоянно не выполнялись. Положение нормализовалось начиная лишь со второй половины 1943 г. Три маршрута — тихоокеанский, трансиранский и арктические конвои — обеспечили в сумме 93,5% общих поставок. Ни один из этих маршрутов не являлся полностью безопасным.
Самым быстрым (и самым опасным) маршрутом были ар¬ктические конвои. В июле-декабре 1941 г. 40% всех поставок шло именно этим маршрутом, и около 15% отправленных грузов оказывалось на дне океана. Морская часть пути от восточного побережья США до Мурманска занимала около двух недель. Груз с северными конвоями шел также через Архангельск и Молотовск (ныне Северодвинск), откуда по спешно достроенной ветке железной дороги грузы шли на фронт. Моста через Северную Двину еще не существовало, и для переброски техники зимой намораживали метровый слой льда из речной воды, так как естественная толщина льда (65 см зимой 1941 г.) не выдерживала нагрузки, создаваемой рельсами с вагонами. Далее груз направлялся по железной дороге на юг, в центральную тыловую часть СССР.
Тихоокеанский маршрут, обеспечивший около половины поставок по ленд-лизу, был относительно (хотя далеко не полностью) безопасным. С началом 7 декабря 1941 г. войны на Тихом океане перевозки здесь могли обеспечиваться лишь советскими моряками, а торгово-транспортные суда ходили только под советским флагом. Все незамерзающие проливы контролировались Японией, и советские суда подвергались принудительному досмотру, а иногда и топились. Морская часть пути от западного побережья США до дальневосточных портов СССР занимала 18-20 суток.
Первые поставки в СССР по Трансиранскому маршруту начались в ноябре 1941 г., когда было отправлено 2972 т грузов. Чтобы увеличить объемы поставок, требовалось провести мас¬штабную модернизацию транспортной системы Ирана, в частности портов в Персидском заливе и трансиранской железной дороги. С этой целью СССР и Великобритания в августе 1941 г. оккупировали Иран. С мая 1942 г. поставки составляли в среднем 80-90 тыс. т в месяц, а во второй половине 1943-го — до 200 тыс. т в месяц. Далее доставка грузов осуществлялась судами Каспийской военной флотилии, до конца 1942 г. подвергав¬шимися активным атакам немецкой авиации. Морская часть пути от восточного побережья США до берегов Ирана занимала около 75 дней. Специально для нужд ленд-лиза в Иране было построено несколько автомобильных заводов, которые находились под управлением «Дженерал Моторс» (General Motors Overseas Corporation). Самые крупные назывались TAP I (Truck Assembly Plant I) в Андимешке и TAP II в Хоррамшаре. Всего за годы войны с иранских предприятий в СССР было отправлено 184 112 автомобилей. Автомобили перегонялись по следующим маршрутам: Тегеран — Ашхабад, Тегеран — Астара — Баку, Джульфа — Орджоникидзе.
При анализе поставок ясно видно, что они незначительны для США и Великобритании, учитывая уровень их производства. И действительно, эти страны произвели 22 млн единиц стрелкового оружия, а поставили всего 150 тыс. (0,68%). Из произведенных танков союзники поставили СССР 14%. Всего в США за годы войны было произведено около 5 млн автомобилей, а в СССР поставлено около 450 тыс. — меньше 10%. И так далее. Однако нельзя не учитывать, что поставки в СССР ограничивались не производственными возможностями союзников, а тоннажем имевшихся транспортных судов. Союз¬ники физически не располагали необходимым количеством транспортных судов для того, чтобы перевезти в СССР большее количество грузов.
Ленд-лизовские грузы попадали в СССР пятью маршрута¬ми: посредством арктических конвоев в Мурманск, по Черному морю, через Иран, через Дальний Восток и через советскую Арктику. Наиболее известным из этих маршрутов, безусловно, является мурманский. Но через русский Север не только не проходила большая часть ленд-лизовских грузов, но этот путь даже не был главным, уступая Дальнему Востоку и Ирану. Союзные поставки очень неравномерно распределялись по годам войны. В 1941-1942 гг. обусловленные обязательства по¬стоянно не выполнялись. Положение нормализовалось начиная лишь со второй половины 1943 г. Три маршрута — тихоокеанский, трансиранский и арктические конвои — обеспечили в сумме 93,5% общих поставок. Ни один из этих маршрутов не являлся полностью безопасным.
Самым быстрым (и самым опасным) маршрутом были ар¬ктические конвои. В июле-декабре 1941 г. 40% всех поставок шло именно этим маршрутом, и около 15% отправленных грузов оказывалось на дне океана. Морская часть пути от восточного побережья США до Мурманска занимала около двух недель. Груз с северными конвоями шел также через Архангельск и Молотовск (ныне Северодвинск), откуда по спешно достроенной ветке железной дороги грузы шли на фронт. Моста через Северную Двину еще не существовало, и для переброски техники зимой намораживали метровый слой льда из речной воды, так как естественная толщина льда (65 см зимой 1941 г.) не выдерживала нагрузки, создаваемой рельсами с вагонами. Далее груз направлялся по железной дороге на юг, в центральную тыловую часть СССР.
Тихоокеанский маршрут, обеспечивший около половины поставок по ленд-лизу, был относительно (хотя далеко не полностью) безопасным. С началом 7 декабря 1941 г. войны на Тихом океане перевозки здесь могли обеспечиваться лишь советскими моряками, а торгово-транспортные суда ходили только под советским флагом. Все незамерзающие проливы контролировались Японией, и советские суда подвергались принудительному досмотру, а иногда и топились. Морская часть пути от западного побережья США до дальневосточных портов СССР занимала 18-20 суток.
Первые поставки в СССР по Трансиранскому маршруту начались в ноябре 1941 г., когда было отправлено 2972 т грузов. Чтобы увеличить объемы поставок, требовалось провести мас¬штабную модернизацию транспортной системы Ирана, в частности портов в Персидском заливе и трансиранской железной дороги. С этой целью СССР и Великобритания в августе 1941 г. оккупировали Иран. С мая 1942 г. поставки составляли в среднем 80-90 тыс. т в месяц, а во второй половине 1943-го — до 200 тыс. т в месяц. Далее доставка грузов осуществлялась судами Каспийской военной флотилии, до конца 1942 г. подвергав¬шимися активным атакам немецкой авиации. Морская часть пути от восточного побережья США до берегов Ирана занимала около 75 дней. Специально для нужд ленд-лиза в Иране было построено несколько автомобильных заводов, которые находились под управлением «Дженерал Моторс» (General Motors Overseas Corporation). Самые крупные назывались TAP I (Truck Assembly Plant I) в Андимешке и TAP II в Хоррамшаре. Всего за годы войны с иранских предприятий в СССР было отправлено 184 112 автомобилей. Автомобили перегонялись по следующим маршрутам: Тегеран — Ашхабад, Тегеран — Астара — Баку, Джульфа — Орджоникидзе.
Есть только две бесконечные вещи Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной не уверен. - Эйнштейн
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 1321
- Зарегистрирован: 18.10.2019
- Откуда: Moscow
Re: Холодная Третья Мировая война
Следует отметить, что в годы войны существовало еще два воздушных маршрута ленд-лиза. По одному из них самолеты «своим ходом» летали в СССР из США через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив, по другому — через Аляску, Чукотку и Сибирь. По второму маршруту, известному под названием «Алсиб» («Аляска — Сибирь»), было переброшено 7925 самолетов.
Ленд-лиз не был единственным значимым типом союзнических поставок СССР. До принятия программы ленд-лиза США и Британия поставляли СССР оборудование и материалы за наличный расчет. Однако размеры этих поставок были довольно малы. Например, с июля по октябрь 1941 г. США поставили СССР грузов всего на 29 млн долларов. Кроме того, в Британии были предусмотрены поставки в СССР грузов в счет долгосрочных кредитов. Причем поставки эти продолжались и после принятия программы ленд-лиза.
Не стоит забывать и о множестве благотворительных фондов, созданных для сбора средств в пользу СССР по всему миру. Оказывали помощь СССР и частные лица. Причем такая помощь шла даже из Африки и Ближнего Востока. Например, в Бейруте была создана «Русская патриотическая группа», в Конго — Общество медицинской помощи России. Иранский купец Рахимьян Гулам Гусейн отправил в Сталинград 3 т сушеного вино¬града. А купцы Юсуф Гафурики и Мамед Ждалиди передали СССР 285 голов скота.
Никакой оплаты ленд-лиза во время войны не происходило. Счет американцы предоставили странам — получательницам помощи лишь после войны. Объем долгов Великобритании перед США составил 4,33 млрд долларов, перед Канадой — 1,19 млрд долларов. Последний платеж в размере 83,25 млн долларов (в пользу США) и 22,7 млн долларов (Канаде) был сделан Великобританией 29 декабря 2006 г. Объем долгов Китая был определен в 180 млн долларов, и долг этот до сих пор не погашен. Французы расплатились с США 28 мая 1946 г., предоставив Соединенным Штатам ряд торговых преференций.
Наиболее сложным вопросом ленд-лиза для СССР является оплата. Страны, получавшие помощь по программе ленд-лиза, в соответствии с законом по ленд-лизу во время войны за эту помощь не платили. Формально они не были обязаны платить и после войны за те материалы, технику, вооружение и боеприпасы, которые были израсходованы во время войны. Платить нужно было лишь за то, что оставалось после войны в целости и могло быть использовано странами — получательницами помощи. СССР в рамках программы обратного ленд-лиза отправлял в США различные товары (в том числе 320 тыс. т хромированной руды, 32 тыс. т марганцевой руды, а также золото, платину, древесину). По некоторым данным, союзникам было предоставлено товаров и услуг в рамках обратного ленд-лиза на сумму 2,2 млн долларов. Доля обратного ленд-лиза в общем ленд-лизовском товарообороте между СССР и союзниками, по всей видимости, не превышала 3-4%.
Ленд-лиз не был единственным значимым типом союзнических поставок СССР. До принятия программы ленд-лиза США и Британия поставляли СССР оборудование и материалы за наличный расчет. Однако размеры этих поставок были довольно малы. Например, с июля по октябрь 1941 г. США поставили СССР грузов всего на 29 млн долларов. Кроме того, в Британии были предусмотрены поставки в СССР грузов в счет долгосрочных кредитов. Причем поставки эти продолжались и после принятия программы ленд-лиза.
Не стоит забывать и о множестве благотворительных фондов, созданных для сбора средств в пользу СССР по всему миру. Оказывали помощь СССР и частные лица. Причем такая помощь шла даже из Африки и Ближнего Востока. Например, в Бейруте была создана «Русская патриотическая группа», в Конго — Общество медицинской помощи России. Иранский купец Рахимьян Гулам Гусейн отправил в Сталинград 3 т сушеного вино¬града. А купцы Юсуф Гафурики и Мамед Ждалиди передали СССР 285 голов скота.
Никакой оплаты ленд-лиза во время войны не происходило. Счет американцы предоставили странам — получательницам помощи лишь после войны. Объем долгов Великобритании перед США составил 4,33 млрд долларов, перед Канадой — 1,19 млрд долларов. Последний платеж в размере 83,25 млн долларов (в пользу США) и 22,7 млн долларов (Канаде) был сделан Великобританией 29 декабря 2006 г. Объем долгов Китая был определен в 180 млн долларов, и долг этот до сих пор не погашен. Французы расплатились с США 28 мая 1946 г., предоставив Соединенным Штатам ряд торговых преференций.
Наиболее сложным вопросом ленд-лиза для СССР является оплата. Страны, получавшие помощь по программе ленд-лиза, в соответствии с законом по ленд-лизу во время войны за эту помощь не платили. Формально они не были обязаны платить и после войны за те материалы, технику, вооружение и боеприпасы, которые были израсходованы во время войны. Платить нужно было лишь за то, что оставалось после войны в целости и могло быть использовано странами — получательницами помощи. СССР в рамках программы обратного ленд-лиза отправлял в США различные товары (в том числе 320 тыс. т хромированной руды, 32 тыс. т марганцевой руды, а также золото, платину, древесину). По некоторым данным, союзникам было предоставлено товаров и услуг в рамках обратного ленд-лиза на сумму 2,2 млн долларов. Доля обратного ленд-лиза в общем ленд-лизовском товарообороте между СССР и союзниками, по всей видимости, не превышала 3-4%.
Есть только две бесконечные вещи Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной не уверен. - Эйнштейн