
«Уплата десятины». Картина Питера Брейгеля Младшего, 1622 г. Десятую часть своего дохода население в средневековой Европе платило в пользу папы римского. В России периодически раздаются призывы вернуть налог на бездетность, отменённый в 1992 г. таким способом пополнялась казна не только в СССР, но и в Древнем Риме.
Деньги не пахнут
Самые выгодные для правительств налоги — те, от которых граждане не смогут увильнуть, как бы они ни старались. До второй половины XIX в., когда мир начал переходить на подоходный налог, это были подушные подати: держится ещё живая душа в теле — плати! В Российской империи такая обязанность налагалась на всех крестьян и мещан мужского пола — от грудных младенцев до стариков. А в Тибете, где патриархальные порядки задержались дольше, чем в других странах, в 1926–1927 гг. додумались брать налоги... с носа и с уха. Таким способом далай-лама собирал деньги на армию. Люди с длинными носами были обязаны платить в 2–3 раза больше, чем курносые. С каждого уха взималась одна монета. А если какой-то бедняк заплатить не мог, одно ухо у него отрезалось, и налог уменьшался вдвое. Жестоко, но по-средневековому справедливо!
У современных правителей фантазии по части налоговых предложений, от которых невозможно отказаться, не убавилось. В Венеции, например, в духе императора Веспасиана, прославившегося афоризмом «Деньги не пахнут», в 1999 г. ввели сбор для туристов, посещающих общественный туалет. А сами венецианцы платят в 2 раза меньше, если, правда, нужда не застала их врасплох и они заранее приобрели абонемент, позволяющий посещать общественные уборные со скидкой.
В Китае с 2006 г. специальной наценкой облагаются деревянные палочки для еды. Так правительство сдерживает вырубку лесов в угоду обеденной традиции. А на зимних курортах Австрии горнолыжников при каждом спуске заставляют платить «гипсовый сбор». Переломы и прочие травмы в Австрийских Альпах ежегодно получают десятки тысяч туристов. И правительство предпочитает заранее взять с них деньги за лечение.
В Новой Зеландии и Эстонии на полном серьёзе пытались ввести налог на содержание коров, кишечник которых выделяет много метана. Видно, других серьёзных источников загрязнения воздуха и пополнения экологической части бюджета в странах, где нет крупных промпредприятий, не нашлось. «Но многие налоги кажутся странными только со стороны! Часто это целевые сборы, направленные на решение проблем, которых нет в нашей стране, но которые важны для других».
Местное творчество
Чудеса изобретательности демонстрируют региональные и муниципальные власти, которым везде не хватает денег. В разных штатах США расплодились дополнительные налоги с продажи товаров и услуг, пользующихся повышенным спросом или признанных вредными. В Мэне есть налог на чернику, в Западной Вирджинии — на бенгальские огни, в Колорадо — на соломинки для напитков, в Техасе — на стриптиз в ночных клубах. Арканзас берёт в свою пользу 6% от стоимости услуги с тех, кто делает татуировку и пирсинг. Власти утверждают, что таким образом борются с легкомысленным подходом к экспериментам над своим телом. А порнозвезда Мэри Кэри, которая в своё время собрала более 10 тыс. голосов на выборах губернатора Калифорнии, для борьбы с дефицитом бюджета предлагала ввести налог на силиконовую грудь. Как тут не вспомнить про налог на бороды, который ввёл Пётр Первый.
А в Ереване пытаются заставить платить владельцев кошек и собак. По законам страны разрешение на содержание четвероногого друга может стоить 5000 драмов (700 руб.) в год. Но, как сообщил «АиФ» житель столицы Армении Вазген Манукян, в январе 2019 г. хозяева живности устроили у мэрии пикет: «Люди не понимают, за что они должны платить. Многие подобрали своих питомцев на улице, сделали доброе дело. А теперь получается, что добро стоит денег. Власти города пообещали правила регистрации животных улучшить. И пока что никто из моих знакомых извещения об уплате этого нового сбора не получал».
«Чтобы налог заработал, важно правильно определить объект обложения и механизм сбора денег в бюджет». И верно: заставлять платить налог за сам факт наличия кошки абсурдно и несправедливо. Да и кошек сначала надо посчитать. А как это сделать? Не слишком ли дорого для города будет стоить такой учёт? Есть ли в нём смысл?
Фискальные репрессии
Аморальными и ханжескими выглядят попытки использовать налоги в качестве инструмента решения социально-политических проблем. И их инициаторы тоже черпают идеи из прошлого. Древнеримские правители стремились ограничить передвижение евреев по империи, взимая при въезде в крупные города несколько монет с людей, имевших еврейскую внешность. А в 2007 г. эстонский политик Март Хельме предложил обложить специальным налогом телеканалы и издательства, которые используют русский язык, и хорошо хоть, что дальше разговоров дело тогда не пошло.
В китайском городе Тяньцзинь в 1996 г. заставили делиться с бюджетом пары, живущие в гражданском браке. А в России по-прежнему раздаются призывы вернуть налог на бездетность, отменённый в 1992 г. Последний раз с такой идеей в конце прошлого года выступила председатель правления общественной организации «Совет матерей» Татьяна Буцкая. Она предложила брать 300–500 руб. в месяц с мужчин и женщин, которые сознательно отказываются от решения родить ребёнка. Но Минфин РФ мгновенно ответил: эта инициатива даже не обсуждается.
«Бюджет от таких новаций мало выиграет. Трудно будет обосновать, сознательно или нет человек отказывается от продолжения рода, начнутся суды. А самое главное: рождаемость всё равно не повысится. Налоги, которые носят репрессивный характер, в принципе неэффективны. Ведь они не устраняют сами причины проблем, в ответ на которые принимаются».

Эпоха правления русского царя Петра Алексеевича, более известного, как Петр I или Петр Великий, была наполнена многими реформами, преобразовавшими Россию. Тут и коренное изменение в государственном аппарате, фактическая постановка церкви под жесткий контроль светской власти, изменения в календаре, создание флота, строительство Петербурга, перенос столицы и многое-многое другое.
Остриженные монархом
Однако едва ли не первое, о чем вспоминают, говоря о временах Петра – это о его беспощадной борьбе с бородами. Введение налога на бороды представляют едва ли не как самое яркое свидетельство насильственной европеизации, проводимой царем.
Действительно, налог на бороды появился в России после возвращения царя из поездки в Европу. В августе 1689 года Петр I выпустил указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», согласно которому с Нового года (начинавшемуся в то время на Руси 1 сентября) запрещалось ношение бород. Введение этой меры было обставлено эффектно: 26-летний царь собрал бояр, потребовал принести ножницы, и тут же собственноручно отстриг бороды у представителей нескольких знатных родов, чем поверг их в шок.
Далее процедура стала набирать обороты: на званом обеде у боярина Шеина, устроенном в честь Нового года, честь стричь бороды была представлена царскому шуту. Можно усомниться, что новые порядки были таким уж откровением для приближенных Петра Алексеевича: зная о его замыслах по европеизации страны, они успели к происходящему морально подготовиться.
А вот для простого люда насильственное лишение бород действительно стало неожиданностью. Впрочем, для любителей подобного украшения лица была оставлена лазейка – 5 сентября 1689 года был издан указ, который предписывал брить бороды и усы людям любого чина, кроме попов и дьяконов, а с тех, кто этого делать не пожелает, брать пошлину, кроме крестьян.
Борода как источник финансов
Недовольство в обществе было сильным. Для старообрядцев нововведение и вовсе стало подтверждением «дьявольской сущности новой власти». Кое-где доходило до прямого сопротивления властям, которое, впрочем, безжалостно подавлялось. Наиболее психически неустойчивые мужчины, лишенные бороды, совершали самоубийство.
Объяснялось это большим влиянием церкви на жизнь россиян. Дело в том, что брадобритие было запрещено правилами 6 Вселенского Собора, а также святоотеческими писаниями (творения св. Епифания Кипрского, св. Кирила Александрийского, бл. Феодорита, св. Исидора Пилусиота). Логика отцов церкви была такова: бреющий бороду тем самым выражает недовольство внешним обликом, который Творец дал человеку, оттуда возникает желание «поправить» Бога.
Глухое сопротивление церкви нововведениям выражалось в том, что безбородых попросту не благословляли в церкви, что в набожной допетровской России было настоящей катастрофой. Тем не менее, энергичный царь успешно гнул свою линию. Объяснялось это тем, что за введением пошлины на бороды стоял и финансовый интерес государства.
Количество обеспеченных граждан, желавших сохранить бороду, было достаточно велико для того, чтобы приток средств казну был ощутимым. А деньги Петру I были очень нужны: ведение войн и строительство флота обходились чрезвычайно дорого. Поэтому, помимо налога на бороды, пошлиной обложили печи, сапоги, дрова, бани и многое другое.
Надо сказать, что в Западной Европе страсти вокруг бороды тоже во многом проистекали из позиции церкви. В 1119 году на Тулузском соборе было введено предписание, запрещающее ношение бороды и длинных волос, однако многие его толковали в пользу бород коротких. В католической церкви в конце XVI века полный запрет на бороду попытался ввести ревнитель строгих устоев кардинал Карло Борромео, однако в своем предприятии до конца не преуспел.
Петр I оказался в своих действиях более последователен – постепенно новые нормы охватили всех подданных. В 1699 году был введен специальный бородовой знак, который выдавался тому, кто расплатился с государством за ношение растительности на лице. Сам царь освободил от выплаты пошлины только двух человек – московского губернатора Тихона Стрешнева, пользовавшегося личным расположением Петра, и пребывавшего в преклонном возрасте боярина Михаила Черкасского.
В январе 1705 года пошлина на бороды была систематизирована по разрядам в зависимости от сословия: царедворцы, городовые дворяне и чиновники должны были ежегодно платить астрономическую для того времени сумму в 600 рублей, купцы - 100 рублей, посадские люди – 60 рублей, слуги, ямщики, и прочие городские чины – 30 рублей. Крестьянам было чуть проще – ежегодной пошлины с них не брали, однако каждый визит в город обходился им по цене 1 копейка с бороды.
По рецепту Генриха VIII
Кстати, Петр Алексеевич не был первооткрывателем по части введения пошлины на бороду. Первым такую меру использовал английский король Генрих VIII в 1535 году, примеру которого последовала его дочь Елизавета I, обложившая пошлиной любую бороду, растущую на лице более двух недель.
В 1715 году была введена единая пошлина в 50 рублей. К этому времени, помимо крестьян и духовенства, бороде оставались верны только очень набожные и обеспеченные люди, а также раскольники. Им предписывалось вместе с бородой носить старомодное платье, в котором в обществе они выглядели откровенно вычурно. Те же, кто нарушал это правило, могли ожидать скорых санкций – ведь по царскому указу тому, кто донесет на нарушителя с бородой, полагалась половина от суммы штрафа. Отсутствие средств у бородача оправданием не считалось – его ждала каторга, где надлежало трудиться до полной уплаты штрафа.
Дело Петра живет!
Послаблений бороде сделано не было и после смерти Петра – следующие правители, включая его дочь Елизавету Петровну, подтвердили «антибородное» законодательство.
В обществе пошлина на бороды у передовой интеллигенции вызывала примерно такое же раздражение, какое у современных либералов вызывают документы, ограничивающие гей-пропаганду. В 1757 году немного подразнил власти сам Михаил Васильевич Ломоносов, создавший «Гимн бороде». Царственная особа недовольно погрозила гению пальчиком, на чем история и закончилась.
Лишь Екатерина Великая в 1772 году отменила пошлину на бороды, просуществовавшую семь десятилетий. Впрочем, к этому моменту результат был достигнут – поголовное ношение бород у русских мужчин ушло в прошлое. Борода окончательно превратилась в атрибут священничества и отсталого крестьянства. При этом, несмотря на отмену пошлины, в эпоху Екатерины II ходить с бородой могли далеко не все. Это, например, не разрешалось государственным чиновникам, военным и придворным.
В эпоху Николая I не могли себе позволить бороду чиновники, военные и студенты. Вообще неписанные правила николаевской эпохи давали право на бороду людям в почтенном возрасте, а бороды у молодежи, мягко говоря, не поощрялись. Появилось, правда, некое послабление у военных – офицером некоторых родов войск разрешались усы и бакенбарды.
Последний царский указ на тему бород был издан уже в начале XX века, в 1901 году: император Николай II своей высочайшей волей разрешил ношение бород, усов и бакенбардов юнкерам. Отголоски петровских мер сохраняются и по сей день. Например, борода не полагается большинству военнослужащих. Разрешены, да и то далеко не всем, только усы.
Кстати, в годы Великой Отечественной войны именно борода была заметным отличием между бойцами регулярной Красной Армии и партизанами. Этот характерный внешний признак воспел Леонид Утесов в своей знаменитой песне «Партизанская борода». Хотя РККА до 1942 года порой походила на нерегулярную армию - партизан.
Солдата в РККА убивало раньше чем у него отрастали волосы и борода, не успевал он даже помыться в бане!