Революция и Культура

С 1917 года до нашего времени
Ответить Пред. темаСлед. тема
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 1599
Зарегистрирован: 18.10.2019
Откуда: Moscow
 Революция и Культура

Сообщение Gosha »

«В 1917—1919 годах Горький, прохладно воспринявший Февральскую и Октябрьскую революцию, вёл большую общественную и правозащитную работу, критиковал методы большевиков, осуждал их отношение к старой интеллигенции, спасал ряд её представителей от репрессий большевиков и голода. Вступался за низложенных Романовых, над которыми повсеместно глумились стихийно собирающиеся толпы. Не найдя подходящей трибуны для выражения самостоятельной позиции, Горький 1 мая 1917 года начал издавать газету «Новая жизнь» на гонорары, полученные за издание книг в издательстве «Нива», и на займы банкира, владельца банка «Груббе и Небо» Э. К. Груббе.

Нижеследующая статья напечатана в журнале «Летопись», все остальные — в Петроградской газете «Новая Жизнь», издаваемой под редакцией М. Горького с Апреля, 1917 года.

Изображение
Буревестник Революции о культуре!

Русский народ обвенчался со Свободой. Будем верить, что от этого союза в нашей стране, измученной и физически, и духовно, родятся новые сильные люди. Будем крепко верить, что в русском человеке разгорятся ярким огнём силы его разума и воли, силы, погашенные и подавленные вековым гнётом полицейского строя жизни. Но нам не следует забывать, что все мы — люди вчерашнего дня, и что великое дело
возрождения страны в руках людей, воспитанных тяжкими впечатлениями прошлого в духе недоверия друг к другу, неуважения к ближнему и уродливому эгоизму. Мы выросли в атмосфере «подполья»; то, что мы называли легальной деятельностью, было, в сущности своей, или лучеиспусканием в пустоту, или же мелким политиканством групп и личностей, междоусобной борьбой людей, чувство собственного достоинства которых выродилось в болезненное самолюбие.

Живя среди отравлявших душу безобразий старого режима, среди анархии, рождённой им, видя, как безграничны пределы власти авантюристов, которые правили нами, мы — естественно и неизбежно — заразились всеми пагубными свойствами, всеми навыками и приёмами людей, презиравших, нас, издевавшихся над нами. Нам негде и не на чём было развить в себе чувство личной ответственности за несчастья страны, за её постыдную жизнь, мы отравлены трупным ядом издохшего монархизма.

Публикуемые в газетах списки «секретных сотрудников Охранного отделения», — это позорный обвинительный акт против нас, это один из признаков социального распада и гниения страны, — признак грозный. Есть и ещё много грязи, ржавчины и всяческой отравы, всё это не скоро исчезнет; старый порядок разрушен физически, но духовно он остаётся жить и вокруг нас, и в нас самих. Многоглавая гидра невежества, варварства, глупости, пошлости и хамства не убита; она испугана, спряталась, но не потеряла способности пожирать живые души.

Не нужно забывать, что мы живём в дебрях многомиллионной массы обывателя, политически безграмотного, социально невоспитанного. Люди, которые не знают, чего они хотят, — это люди опасные политически и социально. Масса обывателя ещё не скоро распределится по своим классовым путям, по линиям ясно сознанных интересов, она не скоро организуется и станет способна к сознательной и творческой социальной борьбе. И до поры, пока не организуется, она будет питать своим мутным и нездоровым соком чудовищ прошлого, рождённых привычным обывателю полицейским строем.

Можно бы указать и ещё на некоторые угрозы новому строю, но говорить об этом преждевременно да, пожалуй, и нецензурно. Мы переживаем момент в высшей степени сложный, требующий напряжения всех наших сил, упорной работы и величайшей осторожности в решениях. Нам не нужно забывать роковых ошибок 1905-1906 годов, — зверская расправа, последовавшая за этими ошибками, обессилила и обезглавила нас на целое десятилетие. За это время мы политически и социально развратились, а война, истребив сотни тысяч молодёжи, ещё больше подорвала наши силы, подорвав, под корень экономическую жизнь страны. Поколению, которое первым примет новый строй жизни, свобода досталась дёшево; это поколение плохо знает страшные усилия людей, на протяжении целого века постепенно разрушавших мрачную крепость русского монархизма. Обыватель не знал той адовой, кротовой работы, которая сделана для него, — этот каторжный труд неведом не только одному обывателю девятисот уездных городов российских.

Мы собираемся, и мы обязаны строить новую жизнь на началах, о которых издавна мечтали. Мы понимаем эти начала разумом, они знакомы нам в теории, но — этих начал нет в нашем инстинкте, и нам страшно трудно будет ввести их в практику жизни, в древний русский быт. Именно нам трудно, ибо мы, повторяю, народ совершенно невоспитанный социально, и также мало воспитана в этом отношении наша буржуазия, ныне идущая к власти. И надо помнить, что буржуазия берёт в свои руки не государство, а развалины государства, она берёт эти хаотические развалины при
условиях, неизмеримо более трудных, чем условия 1905 – 1906 года. Поймёт ли она, что её работа будет успешна только при условии прочного единения с демократией, и что дело укрепления позиций, отнятых у старой власти, не будет прочно при всех иных условиях?

Несомненно, что буржуазия должна поправеть, но с этим не нужно торопиться, чтобы не повторить мрачной ошибки 1906 года. В свою очередь, революционная демократия должна бы усвоить и почувствовать свои общегосударственные задачи, необходимость для себя принять деятельное участие в организации экономической силы страны, в развитии производительной энергии России, в охране её свободы от всех посягательств извне и изнутри. Одержана только одна победа — завоёвана политическая власть, предстоит одержать множество побед гораздо более трудных, и, прежде всего, мы обязаны одержать победу над собственными иллюзиями.
За это сообщение автора Gosha поблагодарил:
Marshal


Есть только две бесконечные вещи Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной не уверен. - Эйнштейн
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 1599
Зарегистрирован: 18.10.2019
Откуда: Moscow
 Re: Революция и Культура

Сообщение Gosha »

Культурная революция и культурная реставрация

Хочется остановиться на отрезке времени несколько большем, чем 100 лет, которые нас отделяют от российской революции 1917 года, иначе нам не понять, что такое революция в культуре, не понять и то, что произошло в 1917 году, и в 1991 году, и что происходит сейчас. На протяжении нескольких столетий в культуре царила так называемая просветительская парадигма. Культура определялась как все то лучшее, что создано человечеством, все люди «измерялись» по уровню культуры, делились на менее культурные и более культурные. И такое понимание приводило к представлению о так называемой культурной вертикали. Вершиной этой вертикали представлялась некая точка, которая воплощалась либо в христианской Троице, либо в единстве истины, добра и красоты.

Постепенно спускаясь с вершины вниз, мы находили страты жрецов, затем профессоров, вплоть до просто образованных людей. А у подножья вертикали оставалась вся необразованная часть населения, как и люди, оторванные от европейской культуры, живущие в других концах света. Позже сформировалась некая каста носителей Культуры, которые провозгласили идею «просвещения», согласно которой они должны спускать вниз и распространять во все стороны свои представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. При этом, конечно, все остальное население жило не вне культуры, оно жило в нескольких других средах и в свете других представлений, которые мы сегодня обозначаем понятием «массовой культуры».
Есть только две бесконечные вещи Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной не уверен. - Эйнштейн
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 1599
Зарегистрирован: 18.10.2019
Откуда: Moscow
 Re: Революция и Культура

Сообщение Gosha »

Российский Авангард

Все авангардистские течения того времени — лучизм, супрематизм, конструктивизм — ставят задачу (хотя и на различном материале и с различными решениями) разработки нового художественного языка, свободного от оков традиций XIX столетия.
Кроме того, годы, непосредственно предшествующие революции, были отмечены знакомством с европейскими художественными новинками благодаря деятельности коллекционеров Щукина и Морозова, чьи собрания включали произведения Пикассо, Анри Матисса, Поля Сезанна, а также переводам манифестов футуризма, поездкам самих художников в Берлин и Париж.
Новизна идей приводила к смешению формальных проявлений, давая начало кубофутуризму, в котором кубистическое преломление действительности объединялось с полным динамизма напряжением форм. К этому движению примкнет среди прочих и Казимир Малевич. В его картине Точильщик 1912 г. сидящая за работой фигура расчленена и проанализирована со всех точек зрения, чтобы вновь сложиться воедино во вращении точильного колеса, задающего движение всей композиции.
Следующий шаг — лучизм, манифест которого в 1913 г. провозглашает его как «синтез кубизма, футуризма и орфизма».
Ведущие представители этого направления Михаил Ларионов и Наталья Гончарова создают композиции, пронизанные штрихами, подобными заостренным стрелам (откуда и само название «лучизм»), выполненными яркими, произвольно выбранными красками, за которыми исчезает сюжет картины.
В обстановке творческого подъема первых послереволюционных лет начинается теоретическая разработка абстракционизма, развивает свои идеи супрематизма Малевич, увлекается конструктивизмом Владимир Татлин.
Предполагается создать музеи и галереи во всех городах России, Кандинскому поручают организовать сеть музеев для художественного воспитания народа. В эти годы в художественной школе Витебска работают такие мастера, как Марк Шагал и Казимир Малевич.
Годы, последовавшие за кончиной Ленина в 1924 г., и приход к власти Сталина знаменовали резкое изменение курса в направлении подавления зарождающихся идей и творческих импульсов. Центральный комитет партии осуждает абстракционизм, искусство становится инструментом политической пропаганды, от него требуется ясность, от художника — четкость позиции; так рождается социалистический реализм, одним махом сметающий все предыдущие достижения.
Если Василий Кандинский создает свою Первую абстрактную акварель в 1910 г., сопровождая ее рассуждениями, изложенными в 1909 г. в Духовном начале в искусстве, Казимир Малевич движется сколь возможно дальше в этом направлении, вплоть до создания Черного квадрата на белом фоне (1913), который, как явствует из названия, является не чем иным, как гладким черным квадратом, написанным густыми однородными мазками на простом белом фоне. Упрощение, крайняя радикализация живописи, которая как бы сводится к нулю, опустошается, лишается присущих ей инструментов. На пути, приведшем Малевича к этой стадии, его кубофутуристические эксперименты 1911–1913 гг. и формальное упрощение, по сути своей заимствованное у Фернана Леже: в тот период формы обыгрывались как композиции элементарных геометрических фигур, в которых тем не менее узнавались еще конкретные сюжеты: фигуры или пейзажи.
Следующий шаг на пути к супрематизму объясняет сам Малевич в 1915 г. в составленном им манифесте: «Под супрематизмом я понимаю верховенство чистых ощущений в искусстве. С точки зрения супрематистов внешние очертания натуры не представляют никакого интереса […] Искусство достигает «пустыни», где нет ничего узнаваемого за пределами ощущений». Манифест супрематизма, в создании которого участвует Маяковский, впоследствии будет включен в самый значимый теоретический текст Малевича Супрематизм как модель неизобразительности, переизданный в 1927 г. на немецком языке издательством Баухауза.
Условная дата рождения супрематизма — 1915 г., когда Малевич участвует в Санкт-Петербурге в выставке «0.10». Скандал, вызванный элементарными геометрическими формами на простом белом фоне холста, был действительно большой. Само оснащение выставки было новаторским: полотна располагали в несколько рядов от пола до потолка, а знаменитый Черный квадрат на белом фоне поместили на месте, где в традиционных русских жилищах вешали иконы, то есть на внутреннем стыке двух стен вверху.
К развенчанию живописи присоединялась профанация православия. На самом деле эта живопись, внешне отрекавшаяся от типичной традиционной техники, была декларацией полного признания этого искусства, прокламацией «чистой» живописи, изображающей лишь саму себя и более не скованной узами объекта. Не было больше необходимости в правдоподобии, следования природе; речь шла скорее о выражении внутренних законов живописи путем сочетаний геометрически форм в пространственных отношениях между собой или с фоном, сочетаний плоскостей и цветов. От отдельных геометрических фигур художник переходит к составлению форм в пространстве, часто создаваемых вокруг оси одной из фигур, относительно которой выстраиваются все остальные.
Идеи и произведения супрематистов представляют наиболее радикальное крыло абстрактного авангарда XX столетия, и их развитие приведет Малевича в 1918 г. к созданию Белого квадрата на белом фоне, еще более экстремальной и обеспредмеченной версии по сравнению с предыдущими вариантами. Новые неотложные задачи, поставленные Октябрьской революцией, заставят художника объявить о конце супрематизма, в некотором смысле являющемся и концом чистой живописи, и примкнуть к конструктивизму. Во всяком случае, коммунистический режим вскоре пресечет развитие абстракционизма: на показ произведений Малевича налагается запрет, их убирают в хранилища музеев, предпочитая им социалистический реализм, менее подрывной и внушающий большую уверенность.
Самое знаменитое произведение Малевича, внешне безобидное и почти банальное, состоящее из простого черного квадрата на белом фоне, в эпоху своего создания оказало столь мощное воздействие, что стал ясен окончательный разрыв с живописной традицией. «Когда в 1913 г. во время моих отчаянных попыток освободить искусство от буксира предметности я укрылся за формой квадрата и выставил одну картину, которая изображала лишь один черный квадрат на белом фоне, критики и публика сетовали: “Утрачено все, что мы любили. Мы в пустыне. Перед нами лишь только черный квадрат на белом фоне”.
Критики и публика считали этот квадрат непостижимым и опасным». Причина подобного недоумения заключалась как раз в простоте или, точнее, в радикальном формальном упрощении, предлагавшемся в произведении: поражал отказ от цвета, от традиционной композиции, от натуралистичной формы, от перспективы и, естественно, от сюжета, который был отброшен, сведен к нулю, закрашен. Малевич бросал вызов изобразительным условностям своим провокационным, экстремальным поступком, наводившим его творческий поиск на проблему формы. Под термином «супрематизм», которым он обозначал эти композиции, Малевич понимал окончательное преодоление натуры и системы ее изображения: созерцанию произведений искусства не должны мешать фигуративные элементы, оно должно служить возвышению духа, вызывать эмоции.
Черный квадрат на белом фоне, — писал художник в своем теоретическом труде о супрематизме, — стал первой формой выражения совокупности необъектных ощущений: квадрат=ощущения, белый фон=ничто, то, что находится за рамками ощущений». В дальнейшем он создаст еще ряд работ с элементарными геометрическими фигурами, написанными черными красками, контрастирующими с белым фоном, но основной фигурой останется квадрат: круг, результат вращения квадрата, крест, получающийся из квадрата, разделенного на два прямоугольника, перпендикулярно наложенных друг на друга.
Есть только две бесконечные вещи Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной не уверен. - Эйнштейн
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 1599
Зарегистрирован: 18.10.2019
Откуда: Moscow
 Re: Революция и Культура

Сообщение Gosha »

Изображение
В чьих руках хлеб -- в тех руках власть

Наука и образование

Несмотря на тяжёлое положение большевистского правительства, а также общегосударственные кризисы, во время Гражданской войны особая роль отводится повышению уровня грамотности среди населения. Образование становится доступнее, всячески поощряется и переживает настоящий переворот в методике обучения (внедрялись передовые идеи педагогов, поощрялось участие и самоуправление).
Большевики стремились привлечь к сотрудничеству учёных, особенно тех, кто способствовал укреплению обороны и экономики страны или имел мировое признание. Плодотворно работали основоположник теории самолётостроения Н. Е. Жуковский, создатель геохимии и биохимии В. И. Вернадский, химик Н. Д. Зелинский, биохимик А. Н. Бах, отец космонавтики К. Э. Циолковский, лауреат Нобелевской премии физиолог И. П. Павлов, агроном И. В. Мичурин, биолог К. А. Тимирязев и др.

Власть и интеллигенция

Деятели Серебряного века встретили революцию и новые порядки по-разному, и мы можем выделить три условных пути художника после революции: эмиграция, «внутренняя» эмиграция и поддержка новых настроений.
К середине 1920-х гг. за границей оказались многие писатели, поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники: И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. К. Глазунов, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, И. Е. Репин, В. В. Кандинский, М. З. Шагал и др. Ряд выдающихся деятелей культуры, таких, как А. А. Ахматова, М. А. Волошин, М. М. Пришвин, М. А. Булгаков остались на Родине, но не принимали многих порядков.
Для третьих революция стала началом всего нового, ожидаемым обновлением всей жизни. Революция уже в первые годы была воспета в стихах В. В. Маяковского («Ода революции», «Левый марш») и А. А. Блока («Двенадцать»), в картинах К. С. Петрова-Водкина («1918 год в Петрограде») и Б. М. Кустодиева («Большевик»), в первом советском спектакле «Мистерия-буфф» по пьесе Маяковского в постановке В. Э. Мейерхольда и с оформлением К. С. Малевича.
Молодое Советское государство провозгласило новизну во всём, в том числе и в искусстве: выдвигается идея пролетарского искусства и пролетарской культуры – в противовес устаревшим традициям прошлого.
Одним из наиболее заметных проявлений пролетарского искусства стал жанр плаката: новый, революционный стиль, прямой и понятный посыл, а также мощная идеологическая установка. Ярким примером может служить знаменитая работа Д. Моора «Ты записался добровольцем?» (1920) Особое место в искусстве жанра плаката тех лет занимала новая форма агитационного искусства — «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Активная роль в создании «Окон РОСТА» принадлежала Маяковскому, который проявил здесь не только свой талант поэта и публициста, но и самобытного художника.

Монументальное искусство

Большое значение новая власть придавала монументальному искусству, считая, что оно способно на века запечатлеть нужные революции образы. В апреле 1918 г. Ленин подписал декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции». Так, на смену героям царской эпохи пришёл список героев нового общества – революционеров, бунтовщиков и идеологов перемен. Первым был сооружён памятник А. Н. Радищеву в Петрограде (скульптор Л. В. Шервуд), открытие которого состоялось в сентябре 1918 г.

Новая власть и Русская православная церковь

Стремление создать «нового человека» повлияло также на реформы в области церкви, начинается борьба с религией: в основе советской идеологии лежало атеистическое мировоззрение, а церковь могла стать опасным конкурентом в духовной сфере, а также прочно ассоциировалась с ушедшей царской властью.
Уже в 1917 году принимаются декреты об отделении школы от церкви и о гражданском браке. Помещения, принадлежавшие церкви, становятся государственными и в помещениях бывших храмов и монастырей открываются клубы, склады и т. д. Советская власть стремится разоблачить «старые предрассудки», разворачивается кампания по вскрытию почитаемых святых (в частности, Сергия Радонежского и Александра Невского). Вскрытия становятся частью кинохроники и призваны доказать, что никакого чуда не существует.
Советская власть приходит к выводу, что отдельные обряды (носившие религиозный характер) не могут быть исключены из жизни человека (обряды обозначают глобальные перемены в жизни: рождение, брак, смерть), поэтому их решено заменить на новые. Так, на смену традиционным ритуалам (таким, как крестины) приходили новые – «октябрины» и «звездины», менялись свадебные традиции, появлялись новые. В рамках таких событий детей называли особыми именами (Октябрина), проводились комсомольские свадьбы с патриотическими речами.
Противостояние между советской властью и православной церковью развивалось на фоне происходившей Гражданской войны. Патриарх Тихон старался оставаться над схваткой, ни разу не выступив с безусловной поддержкой Белого движения. В 1919 г. в своём послании православному духовенству он подчеркнул, что «Церковь не связывает себя ни с каким определённым образом правления», и призывал духовенство не участвовать в политической борьбе, подчиняться советской власти, поскольку она «не противоречит вере и благочестию».

Повседневная жизнь

В условиях революции и Гражданской войны, важнейшей задачей для населения стало выживание и поиск пропитания. В особенно тяжёлом положении оказались жители городов, которые не могли вырастить себе пищу самостоятельно, поэтому многие покидали свои дома. Так, в 1916 г. население Петрограда составляло более 2,4 млн, то в 1919 г. — уже всего 900 тыс., а в 1920 г. — 740 тыс.
В начале 1918 г. большевики вернулись к карточной системе распределения продуктов, но она имела идеологическую и классовую направленность: самые большие пайки, если не считать партийных деятелей, получали военные и медики в районах эпидемий. Сразу за ними шли рабочие, нетрудовые элементы получали пайки меньше всех и по остаточному принципу.
Всё это приводит к распространению такого явления, как мешочничество. Мешочники – это люди, занимавшиеся скупкой, перевозкой вручную и продажей каких-нибудь товаров, что для данной эпохи было нелегальным. Некоторые (наиболее успешные) мешочники даже обзаводились собственной охраной.

Крестьяне

Крестьяне в результате революции получили возможность пользоваться той землёй, которую они обрабатывают. Поначалу большинство крестьян были довольны и аполитичны, однако политика большевиков в отношении деревни изменила эту ситуацию: изъятие продовольствия, мобилизация лошадей, массовый призыв в Красную Армию вызывали резкое недовольство. По всей стране вспыхивали крестьянские бунты, некоторые хозяйства переходили на сторону белых. Впрочем, и белые потеряли свой авторитет в крестьянской среде: их земельная политика, грабежи, насилие, близость интервентов (иностранных армий, говорящих на других языках!), мобилизация в армию привело к разочарованию. Крестьяне беднота и батраки (это те кто неумел работать на земле) не хотели возвращения старых порядков и проведения такой политики, потому к 1919 году их большая часть оказывается на стороне большевиков.

Рабочие

Чернорабочие рабочие (гастарбайтеры) были главной опорой большевиков как в идеологическом плане, так и в географическом: они были сконцентрированы в промышленных центрах – на землях красных. Однако резкое снижение уровня жизни приводит и к недовольству рабочих: весной 1918 г. в ходе новых выборов в Советы почти по всем губерниям России большевики проиграли меньшевикам и эсерам. Очень скоро новоизбранные Советы были разогнаны, но тем не менее массовых выступлений против большевиков не произошло (за редкими исключениями). Сказывалось также и скорее негативное отношение белых к рабочим, свидетельством чего стала жёсткая политика на занятом Урале и других территориях: улучшающие положение рабочих акты были отменены, любые попытки бороться за свои права пресекались.

Интеллигенция

С интеллигенцией у большевиков складывались непростые отношения: часть политически активной либеральной интеллигенции бежала на юг и примкнула к Белому движению, остальные отвечали новому правительству выступлениями и забастовками. Но вскоре многие работники умственного труда, как и бывшие офицеры, активно пошли на службу новой власти. Были среди этих людей и искренне верившие в правильность действий большевиков, однако большинство руководствовалось иными причинами – важно было просто выжить.
В целом, интеллигенция по-разному относилась к новой власти, но ряд причин заставили её принять: одни считали, что большевики предотвратили анархию и положило начало налаживанию дел в стране, другие категорически не хотели возвращения старых порядков и выбирали меньшее, по их мнению, из зол. Всё это привело к острому внутреннему конфликту: как в рамках всей интеллигенции, так и внутри одной личности.
Есть только две бесконечные вещи Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной не уверен. - Эйнштейн
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read: *x) :clever: :thank_you:
Ещё смайлики…