Маковка

1649-1917
Ответить Пред. темаСлед. тема
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 1321
Зарегистрирован: 18.10.2019
Откуда: Moscow
 Маковка

Сообщение Gosha »

«Долг помочь союзникам преобладал у Николая Александровича перед здравым смыслом ведения войны, который требовал начинать войну со слабейшим противником, то есть против Австро-Венгрии, а не против Германии. На направлении главного удара русской армии в Карпатах 1914 года вполне могли оказаться украинские стрельцы-добровольцы, а это сулило не малый успех».

Гора Маковка (высота 958 на австрийской карте 1914 года) находится на территории нынешнего Сколевского района Львовской области Украины (в начале Первой мировой войны — Сколевский повет королевства Галиция и Лодомерия в составе Австро-Венгерской монархии), в той части горной полосы Карпат, где сходятся Восточные Бескиды и Лесистые Карпаты (условной границей между ними считается, по одной версии, долина р. Стрый, а по другой — долина р. Опор). Эта часть Карпат также известна под названием Сколевские Бескиды. Некогда эта земля была «Бойковщиной» — местом обитания бойков (особой, ныне реликтовой группы восточно-славянского племени, издревле населявшей Карпаты и их предгорья, наряду с лемками, верховинцами и гуцулами).

Гора Маковка возвышается на южном берегу небольшой речки Головчанка, левого притока р. Опор (правый приток р. Стрый, бассейн Днестра). В непосредственной близости от Маковки, к западу от неё, по обоим берегам Головчанки расположено село Головецко (48°54'42" с. ш. 23°23'49" в. д.). Другие ближайшие населённые пункты — сёла Грабовец, Тухла, Плавья, Тухолка. Восточнее Маковки, вблизи от неё, в долине р. Опор пролегала завершённая в 1887 году и пересекавшая Карпатский хребет в меридиональном направлении линия железной дороги Львов-Стрый-Сколе-Тухла-Славско-Лавочне-Мункач, с горным туннелем на перевале Бескид (он же Воловецкий и Скотарский, высота 1014), у железнодорожной станции Бескид. Пропускная способность этой магистрали на горном участке от перевалов до города Стрый достигала 17 пар поездов в сутки, что для транскарпатской линии было достаточно много.

В военно-статистическом описании Восточной Галиции, изданном русским Генштабом в 1914 году, про железную до-рогу Мункач-Стрый говорилось: «Дорога, являясь кратчайшим путём между районом (восточно-галицийским) и Темешваром, важным военным центром южной Венгрии, вероятно, примет деятельное участие в массовой перевозке войск. Пропускную способность её, как одной из магистральных линий, можно принять вполне удовлетворяющей этой задаче». Западнее и северо-западнее Маковки в долине р. Орава лежало шоссе Стрый-Козиово-Тухолка-Алыно-Верецке и далее на Мункач, пересекавшее Карпаты на перевале Верецке (Верецкий, высота 841). Далее к западу находилась другая транскарпатская железная дорога: Чап-Ужгород-Турка-Самбор-Львов, шедшая по знаменитому Ужокскому перевалу.

Итак, Маковка была расположена между двумя наиболее важными путями на Стрыйском направлении — железной дорогой в долине р. Опор и шоссе в долине р. Орава. Обе эти дороги пролегали всё же в стороне от Маковки, которая никак не могла считаться господствующей над ними высотой. Но во время апрельских боёв 1915 года Маковка оказалась укреплённым пунктом, прикрывавшим фланг и коммуникации австро-германских сил, которые действовали в долине р. Орава. В силу этого обладание Маковкой могло оказать ощутимое влияние на весь ход боёв на Стрыйском направлении к северу от главного хребта Карпат.

В 1908 году в справке об австро-венгерской армии и вероятных планах её действий, составленной в части 2-го обер-квартирмейстера Управления генерал-квартирмейстера Генерального штаба Российской империи, указывалось, что направление русского наступления Староконстантинов-Стрый-Мункач является одним из наиболее опасных для Австро-Венгрии. Однако в ходе кампаний 1914-1915 гг. стратегическое значение направления Стрый-Мункач недооценивалось русским командованием, .хотя именно здесь пролегал кратчайший путь с юга из-за Карпат к Львову, столице Восточной Галиции, её важнейшему административному и транспортному центру. Соответственно, в случае наступления русских с севера через Карпаты направление на Мункач являлось короткой дорогой в Подкарпатскую Русь (иначе восточную Венгрию) и далее вглубь Венгерской равнины.

В осеннюю кампанию 1914 года наступательные действия армий русского Юго-Западного фронта были подчинены идее обхода Карпатского хребта с запада, по т.н. Краковскому коридору, позволявшему приблизиться к жизненно важным центрам Габсбургской монархии, не пересекая Карпат. По признанию противника, после русской победы в Галицийской битве фронт австро-венгерской обороны в Карпатах был оголён. Перевалы на Мункачском направлении прикрывали маршевые батальоны и 2 мадьярские этапные бригады ландштурма (ungarische Landsturmetappenbrigaden).K Ещё в сентябре 1914 года 2-я Кубанская казачья дивизия, преследуя отступавшего от Стрыя противника, с боем взяла карпатские перевалы Бескид, Верецкий и Вышковский и вступила на территорию Верхней Венгрии, достигнув населённых пунктов Воловое (Окермезо, Okormezoj, Сольва (Сваля- ва, Szolyvaj и Торонья (Торунъ, Toronyaj. Однако для дальнейшего продвижения на Мункач наличных русских сил было недостаточно, и очень скоро перевес здесь оказался на стороне противника.

Для обороны Мункачского направления австрийское командование сформировало Корпус Гофмана (Korps Hofmann), штаб которого был создан на основе Львовского военного командования (Militarkommando Lemberg), отступившего на юг за Карпаты во время русского наступления. Командиром корпуса своего имени стал генерал-майор Петер барон фон Гофман (Peter Freiherr von Hofmann, 1865-1923), один из лучших австрийских военачальников корпусного звена в годы Великой войны. Общие силы Корпуса Гофмана вначале составляли 30 батальонов, 4 эскадрона и 3 батареи, рассредоточенные на большом пространстве. Это были разношёрстные ландверные, гонведные, ландштурменные, маршевые и этапные части. Бойцы многих из этих подразделений были вооружены устаревшими однозарядными винтовками Верндля и одеты в униформу старого образца, а подчас даже вынуждены носить гражданскую одежду. В этом случае принадлежность к австрийскому ландверу и мадьярскому гонведу обозначалась чёрно-жёлтыми и красно-бело-зелёными нарукавными повязками соответственно.

Что касается этнического состава, то части Корпуса Гофмана были укомплектованы в основном местными уроженцами, т.е. мадьярами, поляками, галицийскими и закарпатскими украинцами и русинами (для обозначения двух последних этносов в Австро-Венгрии чаще всего использовался один официальный термин — «рутены»,Ruthenen), В Корпус Гофмана с самого начала входил и Легион Украинских сечевых стрельцов, с организационной точки зрения также принадлежавший к категории ландштурма.

Здесь необходимо краткое пояснение. Вооружённые силы Габсбургской монархии и в мирное, и в военное время подразделялись на несколько составных частей — общеимперскую армию (kaiserliches und konigliches gemeinsames Heer), австрийский императорско-королевский ландвер (kaiserlicb-konigliche Landwehr), мадьярский королевский гонвед (koniglich ип- garische Landwehr; Magyar kiraly Honvedseg), австрийский и мадьярский ландштурм. Австрийский ландвер и мадьярский гонвед являлись собственными «домашними» армиями каждой из частей Двуединой монархии — Австрии (Цислейтании) и Венгрии (Транслейтании, или земель короны Св. Иштвана). Имперская армия комплектовалась по призыву со всей территории монархии, а ландвер и гонвед — также по призыву, но только, соответственно, с территории Австрии и Венгрии. В мирное время имперской армией управляло общеимперское военное министерство, а ландвером и гонведом — министерства народной обороны Австрии и Венгрии. В военное время ландвер и гонвед должны были принимать участие в боевых действиях наравне с общеимперской армией. Как и последняя, они представляли собой полевые войска первой линии. В этом заключалось отличие австрийского ландвера и мадьярского гонведа от ландвера в Пруссии и Германской империи, где он представлял как раз второочередные войска.


Есть только две бесконечные вещи Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной не уверен. - Эйнштейн
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read: *x) :clever: :thank_you:
Ещё смайлики…