
Казнь французского короля Людовика XVI.
Представления о гуманизме в разные эпохи развития человеческой цивилизации различались весьма серьёзно. Сейчас довольно трудно представить, но такая «машина смерти» появилась на свет из самых гуманных соображений. 20 марта 1792 года гильотина была утверждена Национальной Ассамблеей Франции как орудие казни.
Гуманный доктор Гильотен
«Отцом» гильотины принято считать французского доктора Жозефа Гильотена. Собственно, по его имени и была названа новая система умерщвления. Между тем, профессор анатомии и депутат революционного Учредительного собрания доктор Гильотен к гильотине имеет лишь косвенное отношение.
Жозеф Гильотен, член созданной в годы Великой Французской революции Конституционной ассамблеи, был противником смертной казни. Однако он полагал, что в эпоху революционных изменений совсем отказаться от её применения невозможно. Именно поэтому доктор Гильотен выдвинул идею: если смертная казнь пока существует, пусть она хотя бы будет быстрой и одинаковой для всех слоёв населения.
Портрет доктора Гильотена.
К концу XVIII века в Европе существовал довольно богатый выбор способов умерщвления преступников. К представителям высших слоёв общества применялось отсечение головы мечом или топором, к неродовитым преступникам — четвертование, колесование или повешение. К прогневавшим духовные власти применялась «казнь без пролития крови», то есть аутодафе — сожжение живьём. Считалось, что самым гуманным из данных методов является отсечение головы. Но и тут все зависело от мастерства палача. Отрубить голову человеку одним ударом не так-то просто, поэтому палачи высокого класса ценились на вес золота.
Если же некий дворянин умудрялся сильно разозлить монарха, на эшафоте вместо профессионального палача мог появиться обыкновенный солдат, либо другой неподготовленный человек, в результате чего последние минуты жизни опального вельможи превращались в настоящий ад.
Жозеф Гильотен посчитал, что наиболее гуманным по отношению к приговоренным к смерти способом казни является отсечение головы, поэтому предложил создать механизм, который будет лишать людей головы и жизни быстро и безболезненно.
Идёшь в поход? Возьми гильотину!
Национальное собрание Франции поручило разработку такой машины известному своими трудами по хирургии доктору Антуану Луи. Доктор Луи создал наброски чертежей машины, а воплощение их в жизнь легло на плечи немецкого механика Тобиаса Шмидта, которому помогал знаменитый парижский палач Шарль Анри Сансон.
Главной деталью гильотины являлся тяжёлый косой нож, который по направляющим с высоты 2-3 метров падал на зафиксированную специальным устройством шею приговоренного. Тело жертвы фиксировалось на специальной скамье, после чего палач нажимал рычажок, и падающий нож ставил точку в жизни преступника.
Новая машина была утверждена Национальной Ассамблеей Франции как орудие казни 20 марта 1792 года.
Первая казнь с применением гильотины состоялась в Париже 25 апреля 1792 года, когда за свои преступления головой заплатил убийца Жан Николя Пелитье. Зрителей, собравшихся посмотреть на новое зрелище, оно разочаровало своей скоротечностью. Однако начавшаяся затем эпоха революционного террора щедро компенсировала скоротечность количеством казней. На пике революционной борьбы казнили до 60 человек в день. А революционная армия Франции, отправляясь в поход для усмирения мятежников, везла с собой походные гильотины.
«Машина смерти» покоряет Европу
На рубеже XVIII — XIX веков ученые полагали, что отрубленная голова живёт ещё от пяти до десяти секунд. Поэтому палач брал отсечённую голову и демонстрировал её толпе, чтобы казнённый успел увидеть потешающуюся над ним публику. Среди тех, кто закончил свою жизнь на гильотине, оказались король Франции Людовик XVI и его жена Мария-Антуанетта, деятели Французской революции Дантон, Робеспьер и Демулен, и даже основатель современной химии Антуан Лавуазье.

Казнь Марии-Антуанетты.
Вопреки легенде, сам инициатор создания гильотины Жозеф Гильотен не был гильотинирован, а умер своей смертью в 1814 году. Его родственники долгое время пытались добиться переименования гильотины, однако потерпели неудачу, после чего предпочли сменить фамилию.
До середины XIX века в Европе гильотина использовалась мало, поскольку её связывали с французским «революционным террором». Затем, однако, во многих странах решили, что гильотина — это дёшево, надёжно и практично.
Особенно активно гильотину использовали в Германии. Во времена правления Гитлера с её помощью были казнены около 40 тысяч участников Сопротивления. Объяснялось это просто —поскольку бойцы Сопротивления не являлись солдатами регулярной армии, их вместо расстрела подвергали «неблагородной» казни как уголовных преступников.

Казнь французского революционера Максимилиана Робеспьера.
Любопытно, что гильотина как средство казни использовалась в послевоенной Германии как в ФРГ, так и в ГДР, причём на Западе от неё отказались в 1949 году, а на Востоке — лишь в 1966-м. Но, конечно, наиболее «трепетное» отношение к гильотине сохранялось во Франции, где порядок казни на ней не менялся с момента окончания эпохи «революционного террора» до полной отмены смертной казни.
Казнь по расписанию
Подготовка к казни начиналась в 2:30 ночи. В течение часа палач и его помощники приводили механизм в рабочее состояние, проводили его проверку. На это отводился час времени. В 3:30 директор тюрьмы, адвокат, врач и другие официальные лица отправлялись в камеру к приговорённому. Если тот спал, директор тюрьмы будил его и провозглашал:
— Ваше прошение о помиловании отклонено, вставайте, готовьтесь к смерти!
После этого приговорённому позволяли отправить естественные надобности, вручали специально приготовленные рубашку и пиджак. Далее в сопровождении двух полицейских его переводили в комнату, где он мог написать прощальную записку родным или любым другим лицам.
Затем приговорённый получал несколько минут на общение со священником. Как только тот завершал обряд, полицейские передавали приговорённого в руки помощников палача. Те быстро снимали с «клиента» пиджак, связывали руки за спиной и ноги, после чего сажали на табурет.
Пока один из помощников палача ножницами срезал ворот рубашки, приговорённому предлагался стакан рома и сигарета. Как только с этими формальностями было покончено, помощники палача подхватывали жертву и стремительно влекли к гильотине. Всё занимало считанные секунды — приговорённого клали на скамью, шею фиксировали в пазах, и палач нажатием рычага приводил приговор в исполнение. Тело жертвы со скамьи немедленно сбрасывали в приготовленный ящик с субстанцией, поглощающей кровь. Следом туда же отправляли и голову.
Весь процесс завершался около 4 часов утра.

Гильотина в пражской тюрьме Панкрац.
Как президент Франции разрушил трудовую династию
Последней публичной казнью во Франции стала казнь Ойгена Вейдмана, убийцы семи человек, происшедшая 17 июня 1939 года в Версале. Казнь была задержана по времени и произошла в 4 часа 50 минут утра, когда уже рассвело. Это позволило настырным операторам кинохроники запечатлеть её на пленку.
Непристойное поведение толпы и журналистов во время казни Вейдмана заставило власти Франции отказаться от публичных казней. С того момента и до отмены смертной казни в целом процедура осуществлялась в закрытых внутренних двориках тюрем.
Последним человеком, казненным во Франции на гильотине, 10 октября 1977 года стал тунисский иммигрант Хамида Джандуби, осуждённый на смерть за пытки своей знакомой, 21-летней Элизабет Буске.
В 1981 году президент Франции Франсуа Миттеран подписал закон, отменяющий применение смертной казни в стране.
Последний государственный палач Франции Марсель Шевалье скончался в 2008 году. Интересно, что Шевалье, унаследовавший должность государственного палача от своего дяди, намеревался впоследствии передать её своему сыну Эрику, который работал помощником на казнях, проводимых отцом. Однако трудовая династия французских палачей прервалась в связи с упразднением профессии.
Отправлено спустя 4 минуты 57 секунд:
Казнь как праздник.
«Каким образом в разных странах наказывали преступников».

Людовику XVI посчастливилось уйти из жизни вполне цивилизованным путём - посредством гильотины.
«Конечно, что-то Русь заимствовала, но переделывала на свой лад! Ивану Грозному, к примеру, сообщали: «У них там варят в кипятке, в вине, в масле». Царь поднимал палец вверх: «А мы жарить будем!» И действительно отливались огромные сковородки и на них жарили бояр. Все эти приспособления - чаны для варки, сковороды для жарки и т. п. - делали не маньяки, садисты и извращенцы, а инженеры и медики по заказу властей».
Где придумали гильотину?
«У казни не было задачи убивать тысячами. Эту практику ввели только в фашистских концлагерях. А средневековый город - всего-то 2000 человек. Так что казнили понемногу, но ярко. В те времена палач - рука правосудия, эшафот - ритуал, а казнь - определённая культура».
Когда во Франции стали казнить без эшафота, случился целый скандал. Французы писали: «Прекратите убивать нас, как свиней! Верните эшафот!» А отрезание головы вообще со временем эволюционировало. Сначала её просто рубили топором, потом лучшие умы задумались: «Как бы поэстетичнее отрезать головы виновным?» - и додумались до гильотины. Некоторые источники утверждают, что впервые гильотина появилась во Франции во время Французской революции. Но на самом деле она была известна ещё лет за 300 до этого.
Кому казнь в радость?
«Отношение к казням в России и на Западе было совершенно разным. Во Франции казнь - это праздник. Не из-за того, что они такие кровожадные и негодяи, а потому что они были очень законопослушны. Поймали человека, доказали, что он преступник, и люди радуются, что осуществился акт правосудия».
Во Франции казни длились по 3 дня. Устраивался палаточный городок. На телегах подвозилось шампанское, строили эшафот, ставили виселицу, гильотину, колесо. На следующий день преступника казнили, затем люди разбирали его одежду на сувениры. Говорили, если от виселицы кусочек отодрать, то он поможет от зубной боли. Если кабатчики успевали оторвать у казнённого палец, потом делали такую рекламу: «Заходите пиво пить в наш кабак - увидите отрезанный палец повешенного». И народ туда ломился. Когда Людовика XVI казнили, его тело случайно упало с телеги, так все побежали с кружками набирать кровь короля.
В России же люди на казнях стояли тихо, молились о душе убиенного. Некоторые на крышах сидели, смотрели во все глаза, но не кричали и не радовались. Кстати, в Москве казнили на Болотной площади, потому что там вокруг крыш много было. Казнили одного человека, а с крыш падали десятки - разбивались, ломали шеи.
Кого обнимала «дева»?
В Германии людей закрывали в «железных девах» - сооружении наподобие саркофага. Внутри «дева» вся в шипах. Человека фиксировали так, что его глаза попадали в глазные прорези. Дверь саркофага закрывали, шипы протыкали жертву, но жизненно важные органы не были задеты, поэтому человек умирал долго. «Деву» выставляли на главной площади города. Кстати, если точно переводить с немецкого языка название этого приспособления, то получится не «дева», а «девственница». То есть в этой казни был какой-то символ чистоты и непорочности: плохого человека ставят в девственницу, чтобы он там стал девственно чистым.
Было ещё кресло с шипами, его чаще всего использовала инквизиция. Брали ведьму - какую-нибудь деваху. Лучше богатенькую, потому что ведьмино богатство можно разделить. И чтобы красивая была, потому что некрасивых раздевать неинтересно: где народу ещё эротики было взять, если не там? Сначала ведьму перед толпой пытали, а потом сажали на кресло. И кресло с запытанной девушкой выставлялось на всеобщее обозрение. В России же женщин-мужеубийц закапывали по горло в землю. Перед лицом клали красный платочек - туда ей бросали деньги на свечки. Порой по царскому велению разрешали несчастную застрелить. Чтобы не мучилась несколько суток.
За что карали?
В России в петровские времена казнили в первую очередь за военные преступления. При Екатерине II чаще всего использовали подвешивание за ребро. Вешали всегда за левое - считалось, что на левом плече чёрт сидит, на правом - ангел. Человека цепляли за ребро и вешали на высокое бревно. Бревно устанавливали на плот и отправляли плыть по реке. В народе это сооружение называли мельницей или каруселью.
Когда люди совершали преступления дерзкие, к их казни в назидание другим подходили творчески. Когда Пётр I приказал казнить любовника своей первой жены Евдокии, майора Степана Глебова, его посадили на кол на Красной площади. Кол сделали металлический, на нём - пластиночку поперечную, чтобы Глебов не сползал. Шубу ему надели тёплую, шапку - чтобы не замёрз раньше времени, подольше помучился. У Петра встречаются приказы: «Колесовать и на колёса тела их положить». Кол и колесо - символы того времени. Они использовались на ярмарках - ленточки красные, сапоги на них висели, мужики на кол взбирались за призом.
При Иване Грозном на кол сажали иноверцев. А ещё, когда мы говорим про кол, сразу вспоминается Дракула, князь Цепеш. Он воевал с турками, а турки ничего не боялись, потому что для мусульманина умереть в бою было престижно. Но когда тебе в задний проход вставляли деревяшку и она мучительно выходила через живот, это наводило страх. Цепеш об этом знал и пользовался.
Как на трон сажали?
Трон с шипами - изобретение наших юристов времён Екатерины II. Один из её законов гласил: «Не коснётся рука палача благородного». Но во время Пугачёвского восстания огромное количество благородных перешло на сторону Пугачёва. Для таких благородных предателей было сделано это кресло. Один вариант был без шипов - как обычный трон. Его ставили на возвышении. Когда человек усаживался, открывался люк, тело падало и попадало на колья, а все приговаривали: «Чем выше взлетел, тем больнее падать». Другое было с шипами, человека сажали на шипы и говорили: «Хотел сесть на трон? Пожалуйста, садись».
Была ещё жуткая казнь. Человека опускали на колени, фиксировали в кандалах, голову помещали в клетку, куда запускали десяток голодных крыс. Хан Мамай повторял: «Засуньте в клетку голову предателя. Крысы начнут с носа, перейдут на уши и к утру доберутся до мозга. Тогда разбудите меня. Хочу увидеть, как выглядит мозг предателя».