Мира всем! Шалом! Салам!
Сразу сообщу, что являюсь армянином с греческой примесью, но обрусевшим человеком. При этом мой папа и все его предки по его отцу были армянами города Тбилиси столетиями и столетиями, если не дольше. Армяне Тбилиси - это весьма интересный народ. Армяне других регионов и собственно армяне Армении считают армян тбилисских перевернутыми армянами - это можно понять так, что считают обращенными в чужую веру армянами и почти что не настоящими армянами. И виной всему то, что армяне Тбилиси - это православные армяне. Это особая разновидность армян. Поэтому я решил открыть отдельную тему об армянах Тбилиси.
Но сначала не большой экскурс исторический вообще об Армении.
Как известно, Армения после столкновения с Римом и Парфией к 1 веку до н.э. несколько ослабела - перестала быть империей Великая Армения (была ею лишь в течение 25 лет) и уже совсем не претендовала на статус самой великой державы, став просто обычной большой страной региона и армянским государством. После этого армяне в течение последних 2 тысячелетий вынуждены были лавировать между двумя очень большими и сильными сверхдержавами региона, чтобы сохранить свою страну - они вечно лавировали и лавировали между Римом и Персией, а затем между Римом и Персией, а после этого уже между Византией и Персией и, наконец, позднее они почти полностью подчинились мусульманскому и очень сильному Арабскому Халифату с 7-8 века. Ещё позднее с начала 10 века н.э. они попытались построить свою независимую государственность вне всякой зависимости от сильных держав, так как Византия, Арабский Халифат и Персия (уже мусульманская на тот момент) явно несколько и почти одновременно вдруг ослабели... Казалось бы, эта политика лавирования оказалась эффективной для армян и всё у армян тогда начало получаться - вновь к началу 10 века н.э. появилось независимое государство Армения со столицей в городе Ани. Но Судьба совсем не была благосклонна к Армении и армянам - вдруг появилась новая и опасная сила в лице мусульман-сельджуков. Ещё до появления сельджуков Византия уже в начале 11 века смогла ликвидировать независимость и государственность армянского народа. Но самую ужасную роль в судьбе армянского народа сыграли турки-сельджуки. Последние подчинили своей воле очень многие народы и захватили много земель Южного Кавказа и Малой Азии, сильно потеснив и Византию... Они, эти турки, вырезали армян, окончательно ослабив этот когда-то реально великий, многочисленный, а с 4-5 века н.э. и христианский народ. Но далее с примерно с середины 12 века часть Армении стали контролировать православные грузины под властью грузинского ответвления древнего армянского рода (Багратуни- Багратидов (в Грузии они приняли православие и огрузинились). При этом большую часть исторической Армении продолжали контролировали мусульмане в лице турок-сельджуков и самых разных других тюркских племён, которые пришли вместе с сельджуками или несколько позднее после них. И все они стали заселять и контролировать существенную часть Южного Кавказа и Малой Азии. И уже с 13 века или точно с 14 века тюрки окончательно покорили все земли армян и весь армянский народ - это не касалось тех армян, которые на тот момент уже давно переселились в Крым, а также жили на тот момент веками в Тбилиси. Но в Крыму тоже с 10-11 века господствовали другие тюрки, которые позднее превратились в крымских татар. И армяне с ними, как можно предположить, договорились и мирно уживались с ними, подчинившись им.
Армяне Тбилиси.
А вот история армян Тбилиси - это отдельная и очень интересная история. Мало кто знает, что с 7-8 века н.э. и примерно до середины 12 века город Тбилиси был столицей Тбилисского Эмирата, мусульманского государства, которое было основано арабами. Да, это был именно арабский Тбилисский Халифат, мусульманское государство, в котором жило очень много христиан. Весь вопрос заключается в одном: кто жил в этом эмирате - одни грузины или и армяне тоже? Я выдвигаю очень смелую гипотезу: город Тбилиси с 5 века н.э. был заселён армянами (а может армянами и евреями Армении), но армяне в этом городе с 5 по 18 век н.э. составляли всегда подавляющее большинство. Это смелая гипотеза основана только на том факте, что по данным российских свидетелей, население города Тифлис (Тбилиси) на момент начала 19 века состояло из армян и грузин, но армян было гораздо больше. Да, это научный факт: в 1803 году армяне составляли 92,6 % населения Тбилиси.
Когда армяне смогли стать большинством населения города? Как грузины могли позволить этому произойти, если Тбилиси был всегда столичным городом Грузии?? Википедия нам сообщает, что численность армян увеличилась в Тбилиси только лишь с 11-12 века н.э.:
Сельджукское завоевание Армении вызвало крупномасштабную эмиграцию армян (в том числе, в северном направлении). В этот период многие армяне из северных областей Армении переселились в Тифлис. При грузинском царе Давиде IV Строителе (1089—1125) большое количество армян переселились в Тбилиси из бывшей армянской столицы Ани и его области. При царице Тамаре (1184—1213) армяне играли в этом городе значимую роль. Во второй половине XIII века об армянах в Тбилиси сообщал даже сам Марко Поло. На этом всё - это всё, что сообщается об истории появления армян в Тбилиси.
Разберём все эти утверждения Википедии по порядку: Сельджукское завоевание Армении вызвало крупномасштабную эмиграцию армян (в том числе, в северном направлении). В этот период многие армяне из северных областей Армении переселились в Тифлис.
Напомню, что сельджуки обрушились на Армению и Грузию почти одновременно (примерно в середине 11 века) - пострадали сильно и почти одновременно Армения и Грузия, а в Тбилиси на тот момент вообще существовал Тбилисский Эмират - мусульманское и арабское государство. Едва ли это мусульманское государство согласилось бы впустить в управляемый мусульманами Тбилиси много армян (христиан). Так что... Это утверждение является весьма сомнительным. Очень и очень сомнительное утверждение.
Следуем далее в попытке понять то, что написано в Википедии об истории появления армян в Тбилиси: При грузинском царе Давиде IV Строителе (1089—1125) большое количество армян переселились в Тбилиси из бывшей армянской столицы Ани и его области.
Так ли это было? Едва ли... Как известно, в 1122 году в Тбилиси триумфально вошёл со своими придворными и военными царь Давид IV Строитель, сделавший город столицей единого грузинского государства. Этим государством правила династия Багратионов. При этом Давид захватил у турок армянский город Ани в 1224 году (за год до своей смерти). Для чего бы ему, грузину, переселять в новую столицу единой Грузии армян города Ани? В этом есть какая-то логика? Вопрос очень интересный... На него нет решительно никакого ответа. И да, скорее всего, со времён, как минимум, царя Давида Строителя армяне уже жили в Тбилиси, а во времена царицы Тамары (конец 12 века и начало 13 века) армяне, наверняка, играли значительную роль в Тбилиси и в Грузии вообще. Но на вопрос, откуда же взялись армяне в Тбилиси, нет. И как же власти Грузии позволили случиться такому - почему они позволили столицу Грузии превратить в город, в котором к концу 18 века или начале 19 века уже точно преобладали и доминировали армяне? И когда они там стали преобладать? В 18 веке? Может ранее?
Ответов на эти вопросы нет никаких. Это явная загадка. Очередное темное пятно в исторической науке. Я постараюсь своим предположением темное пятно это удалить и всё разъяснить.
Но сначала несколько фактов исторических об арабском присутствии в Армении и Грузии. Арабы в 7 веке захватили Армению и весь Южный Кавказ. Интересно, что сначала они позволили армянам сохранить свою государственность в составе Халифата - у армян было полное самоуправление, но они под руководством своего князя должны были воевать на стороне Халифата. Очень интересно, что арабы почему-то разделили все земли обширной исторической Армении и всего Южного Кавказа на части - все эти земли были названы арабами Арменией, включая и весь Южный Кавказ: земли Грузии арабы назвали Арменией 3, а земли, вошедшие с 20 века в Азербайджан, они с 7 века и далее называли Арменией 4. Как это можно было бы объяснить? Только так, что арабы понимали: армяне широко представлены в городах Грузии и восточной части Южного Кавказа (бывшей Албании), а также преобладали в элите этих стран. Вероятно, арабы поняли и то, что религия армян (Армянская Апостольская Церковь) очень сильно влияла на население бывшей Албании и Грузии - христианство пришло в эти страны пришло именно из Армении. И главное - вероятно, арабы вошли в Тбилиси в 7 веке и поняли: это был уже тогда преимущественно армянский город (в котором, конечно же, уже тогда также жили и евреи с грузинами вместе), так как там преобладали армяне уже тогда. Фактом является то, что Церковь Албании, как минимум, до 7 века н.э. была полностью подчинена Армянской Церкви и языком богослужения был армянский язык. Удивительно, не правда ли? Армения в духовном плане конкурировала с самой Византией и в Западной Грузии тоже, не говоря уже о Тбилиси. Кстати говоря, в Тбилиси, вероятно, с самой глубокой древности было много именно армянских храмов - их было несколько десятков. И построены они были именно в армянском стиле и в глубокой древности - это уже о многом говорит.
Фактом является то, что в 736 году город Тбилиси был захвачен очень агрессивным арабским полководцем Мерваном II ибн Мухаммедом, который и основал тут Тбилисский халифат. Но захватить другие города у него так и не получилось, и Тбилиси был в первой половине 8 века н.э. единственным мусульманским городом-государством на Кавказе - столицей не большого арабского и мусульманского государства, у которого, правда, были свои владения и сферы влияния в Грузии. Тбилисский эмир в какой-то момент попытался отделиться от всего Арабского халифата, но попытка закончилась неудачей: в город пришла разорительная карательная армия Халифата. При этом многие христиане (те, которые на тот момент ещё исповедовали Христианство) были вынуждено мигрировать в Абхазию. Но как я предполагаю, в городе Тбилиси того арабского периода армяне уже давно были коренным населением и составляли абсолютное большинство населения города. Элита армян Тбилиси с 7-8 века порой и не редко вполне успешно сотрудничала или хотя бы сосуществовала с элитой арабов. Итак, по моему мнению, в Тбилиси уже с 7-8 века н.э. армяне вполне мирно себе жили под покровительством арабов или в союзе с арабами этого города. Подчеркну: арабы контролировали этот город в течение нескольких веков и сильно повлияли на местное население - особенно же на армян. И обращу Ваше внимание на эту важную мысль мою: на мой взгляд, армяне составляли с древних времён большую часть населения Тбилиси и были одним из коренных народов южной части территории нынешней Грузии - это же особенно относится и к регионе исторической Грузии под названием Самцхе-Джавахети - там, как я думаю, с древних времён жили и армяне (вероятно, эти армяне с какого-то времени перешли из армянского Христианства в византийский тип Христианства - в Православие) и грузины, как и народ под под названием месхи. Думаю, в мусульманском государстве Тбилисский Эмират важную роль играли не только арабы-правители, но ещё и армяне тоже - не только те, которые перешли в Ислам, но и оставшиеся верными Христианству армянского типа. Да, как я думаю, в Тбилисском Эмирате мусульмане уважительно и спокойно относились ко всем Христианам - особенно к армянам.
Расскажу немного о тбилисских армянах современности... Ведь интересно то, что никому и в голову вообще никогда не могло бы прийти в голову то, что фамилия Аллахвердов (а это девичья фамилия довольно известной российской певицы армянского происхождения Марьям Мерабовой) по своему происхождению напрямую связана именно с древними армянами Тбилиси, которые веками исповедовали Ислам, живы в дружбе с арабами-мусульманами этого города. Но это точно так - певица Марьям Мерабова (Аллахвердова) является именно армянкой из семьи коренного тбилисца-армянина. Это фамилия именно древних армян древнего города Тбилиси.
Безусловно, армяне Тбилиси - это совершенно необычные армяне, которые подверглись сильнейшему влиянию арабов с 7 по 11-12 век, а затем Тбилиси стал столицей и единой Грузии. И основным населением Тбилиси были и тогда тоже именно армяне. Вероятно, с самого появления этого вроде бы грузинского города в 3-4 веке н.э. армяне были частью его населения, как и мест рядом с ним - это была пограничная зона между Иверией, Колхидой и Арменией - сначала город был построен персами, как некая пограничная крепость. Позднее с 5-6 века крепость перешла Грузии... Скорее всего, уже именно при господстве персов в 3-4 веке н.э. армяне стали значимой частью населения этой не большой крепости. И тем более к 5-6 веку н.э., когда Тбилиси уже стал столицей грузинского государства вместо Мцхеты, как я предполагаю, армяне уже тогда были большинством населения города. Не исключено даже и то, что армяне Тбилиси с 8-9 века вынуждены были или сами пожелали войти и вошли в союз с арабами Тбилиси (элитой Тбилисского эмирата), а некоторые из них (или существенная их часть) может быть даже и искренне или для виду и из практических соображений перешли в Ислам и исповедовала Ислам. Однако в 12 веке, когда город был захвачен грузинским царём Давидом, или уж точно с начала 13 века все армяне Тбилиси уже опять перешли в Христианство, но уже православное и грузинское, так как царь Давид Строитель превратил Тбилиси в столицу единой и преимущественно православной Грузии. В этот период своей истории армяне Тбилиси подверглись довольно сильному влиянию грузинского народа (а может и отчасти и влиянию евреев Грузии) - особенно с 12 века и до 17-18 века. Но до этого с 7-8 века и до 12 века армяне Тбилиси подвергались очень сильному влиянию арабов и Ислама. И со всеми этими народами, как и с соседними персами, местные армяне мирно уживались и сотрудничали тесно, а может и перемешивались... Удивительная смесь... И вот с 19 века многие армяне приняли (а некоторые и с радостью) власть России - теперь они стали приспосабливаться к русским - так армянская фамилия тбилисских (грузинских) армян с арабскими корнями Аллахвердян вдруг стала фамилией чуточку непонятного происхождения Аллахвердов - фамилией с русским окончанием. И это русское окончание - ов уже стало говорить о желании армян выжить в русском мире и несколько походить на русских. Да, с 18-19 века армяне и их земли оказались разделены тремя сильными державами: Османская империя, Российская империя и Персия-Иран. И армяне пытались лавировать и тут... Но в начале 20 века их хитрость и интуиция их окончательно подвели или сыграли с ними очень злую шутку: они поняли, что турки в военном и не только в военном плане стали слабее русских - поэтому многие армяне решили всецело поддержать Россию, когда началась Первая Мировая война. Вроде бы правильное решение - была возможность воспользоваться этой войной и освободить все земли армян от турецкого владычества. Но никто не ожидал того, что турки заходят отомстить тем армянам, которые жили в Малой Азии и начнётся страшнейший геноцид. А уже с 1917 года Россия очень ослабела и вдруг ушла с Южного Кавказа - армяне, которые счастливо жили в составе Российской империи на Южном Кавказе с начала 19 века, тоже поверглись атакам и их тоже коснулась резня. Тогда-то многие армяне поселились в Батуми и в другим местах Грузии, как и в Тбилиси поселились новые армянские поселенцы тоже (беженцы).
Армяне хорошо приспособились к русским в СССР и вообще к государству СССР - наконец, они почувствовали себя в безопасности. Но с 1991 года опять Россия ослабела - опять армянам пришлось приспосабливаться. И это привело к тому, что происходит в 21 веке с 2019 года и особенно после 2020 года, когда армяне и Армения пытаются лавировать между четырёх сил: Россия, Запад (США-ЕС), Турция-Азербайджан и Иран. Армения посреди этих империй и пытается найти свой путь и выжить, не обидев ни одну из 4 сил. Это невероятно сложно. Но Армения - это слишком маленькая страна с маленьким населением. Без хитрости и лавирования армянам не выжить И армяне ведь во вражеском окружении мусульман и Грузии и не имеют выхода к морю. Израиль имеет выход к морю и имеет очень и очень верного и сильного союзника в лице США с 1950-1952 года - только за этот счёт (и только потому, что в США есть очень сильная и богатая многочисленная еврейская община, влияющая на политику США) Израиль умудрился выжить и укрепиться к началу 21 века. И сегодня только поэтому Израиль успешно борется с врагами в лице арабов и иранцев. У Армении нет выхода к морю. Как и нет у армян такого очень влиятельного покровителя. Поэтому только Один лишь Бог сможет помочь армянам Армении и Южного Кавказа вообще (в Грузии тоже живёт примерно 300 000 армян или людей с армянскими корнями) и дальше успешно и без сильного вреда для себя лавировать между этими 4 силами, а может, если Бог очень поможет и если им повезёт сильно, даже и успешно выжить и укрепиться.
Маленькие народы должны обрести покровительство сильных и многочисленных народов - иначе, им не выжить. Евреи поступили очень правильно - они выбрали США в качестве своего покровителя такого. У армян ситуация другая совсем и другое географическое положение. К тому же, между Россией и Арменией есть Грузия и Азербайджан, которых сложно назвать друзьями армян и Армении, а Азербайджан является лютым врагом Армении и армян. И есть рядом Турция, в которой 100 лет назад элита и правители пожелали уничтожить вообще армянский народ. Такого окружения враждебного нет даже у Израиля!
Да, и ещё раз отмечу то, что я не просто так открыл тему о таком интересном явлении, как армяне тбилисские - дело в том, что мой папа - это именно такой вот армянин, чьи предки по отцовской линии все были армянами Тбилиси в течение очень многих столетий. Интересно и то, что остальные армяне очень не любят тбилисских армян и называют их армянским словом не хорошим, которое можно с натяжкой перевести, как перевернутые или извращенные армяне. Вероятно, остальные армяне не любят тбилисских армян почти так же, как многие русские провинции российской не любят почему-то москвичей. Но армяне не любят тбилисских армян гораздо сильнее. За что? Может за то, что многие армяне Тбилиси уже очень давно стали православными Христианами, как и грузины (а большая часть армян - это христиане именно Армянской Апостольской Церкви)? А может ещё и за ум и утонченность, как и за хитрость и практичность? Ведь тбилисские армяне примерно в течение всех 1500 последних лет были городским населением и тесно контактировали (а порой и перемешивались) с разными довольно хитрыми народами: евреи, арабы, грузины, персы. Эти армяне всегда были особым населением Грузии - есть версия такая даже, что великий грузинский поэт Шота Руставели был таким вот армянином, который был родом их несколько ассимилированной грузинами семьи армян тбилисских. Вероятно, эта семья была из числа представителей города Рустави, где они поселились, вероятно, с 9 или 10-11 века. Да, самого Шоту скорее всего, родные его называли не Шотой, а армянским именем Ашотом, а для грузин он был грузином Шотой. Есть мнение, что он полюбил невероятно сильно царицу Тамар из рода Багратиони. Мало кто знает, что в реальности же этот род Багратиони является по сути тем же самым древним армянским родом Багратуни. Например, в грузинской истории хорошо известен вроде бы грузинский царь этого рода по имени Ашот I Куропалат (груз. აშოტ I კურაპალატი), который также был известен, как Ашот Великий (груз. აშოტ დიდი). Он жил в 8-9 веках н.э. и был правителем вроде бы грузинского княжества Тао-Кларджети (с 789 года) и эрисмтаваром-куропалатом (верховныс князем) Картли-Иберии (с 813 года). Почему этот грузинский царь носил армянское имя Ашот? Никто не знает. И от этого армянина, принявшего грузинское православие, произошёл грузинский род Багратиони. Да, это древнейший армянский род - род благородных армян, чьи предки были евреями, которые приняли Христианство и перемешались с армянами. Багратуни - это армянский род людей с еврейскими корнями когда-то. А Багратионы - это некая отдельная ветвь Багратуни - её представители поселились в регионе Тао-Кларджети в 7-8 веке н.э. - в этом пограничном регионе, расположенном между Арменией и Грузией жило в тот период много армян, месхов и грузин. И вот вельможа Ащот Руставели (армянин) полюбил царицу Грузии Тамар из рода Багратиони, у которой на тот момент были еврейские, армянские, грузинские и осетинские корни. Плодом этой великой и святой любви стала поэма, написанная в конце 12 века - "Вепхистхаосани" (буквально: тигровошкурый). Речь о поэме "Витязь (Рыцарь) в тигровой шкуре". Безусловно, сегодня грузины считают этого гениального поэта грузином и эту поэму только плодом творчества грузинского поэта и кладезем именно грузинской культуры. И это так и есть, но лишь отчасти - ведь, скорее всего, генетика у Ашота-Шоты Руставели предположительно была, как минимум, отчасти именно армянской. Скорее всего, он имел армянские корни и его род, как минимум со стороны матери его или отца относился именно к армянам Тбилиси, которые с древности и до середины 19 века составляли большинство населения Тбилиси. А это особые и очень утонченные и хорошо образованные и умные армяне - древняя особая и высококультурная община Грузии. Не случайно и то, что Тамар назначила Ашота (Шоту) казначеем всей Грузии, то есть министром финансов Грузии. Тбилисские армяне - это, конечно же, не такая уж древняя община Грузии, как евреи Грузии. Но армяне тбилисские - это тоже древняя и совершенно особая община армян и община Грузии. Доказательств того, что Шота Руставели был армянином, у меня нет, как и ни у кого из армян Тбилиси нет таких доказательств. Это лишь предположение. Весьма смелое предположение. Но интересно то, что в заключительных строках «Витязя в тигровой шкуре» сам этот поэт заявляет о себе, что он не грузин, а месх. И это веский повод говорить о его не грузинском, а именно месхетинском происхождении. Месх на грузинском звучит так : мешхи. И это очень близко звучит к слову мушки - речь о древнем народе под названием мушки. Хорошо известно то, что существенная часть народа мушки внесла огромный вклад в формирование армянского этноса, то есть стала и была частью предков армян )скорее всего, западных армян), перемешавшись непосредственно с хайями-армянами. Эти люди (мушки-мещхи-месхи) многих регионов исторической Западной Армении были арменизированы полностью уже к 1-2 веку н.э. или даже на несколько веков ранее. Но часть месхов-мушков соседних с Западной Арменией регионов, вероятно, так и не была арменизирована или лишь частично была арменизирована даже и к 10-11 веку. На тот момент эти месхи были одним из народов юго-западной части Грузии (особенно северной части юго-западной части Грузии) - их земли были между Грузией и Арменией. Вероятно, эти мушки-мешхи на тот момент не идентифицировали себя целиком и полностью ни с грузинами, ни с армянами, хоть их язык отчасти был несколько близок к грузинскому языку. Кстати говоря, вот этот вот не большой народ мушки-месхи дожил, как отдельный от армянского и грузинского народов народ, до 11-12 веков н.э., когда жили родители Шоты Руставели и сам Шота. Более того, они, эти мушки-мешхи (месхи) и до наших дней дожили и превратился в народ под названием месхетинцы, а многие из них с 13-14 века даже приняли Ислам и почти полностью к 18-19 веку уже были отуречены турками - сегодня эти месхетинцы уже считают себя турками, помня о своих корнях месхов. Однако, как я предполагаю, существенная часть месхов Грузии 10-12 веков находилась под довольно сильным влиянием армян, а часть из них была под сильным влиянием армян именно тбилисских. Не исключено и то, что отец или дед Шоты Руставели был таким вот несколько арменизированным месхом, находившимся под влиянием армян Тбилиси и он женился на армянке. Не исключено, что часть его предков (или большая часть его предков) имела всё-таки армянские корни. При этом не надо забывать и то, что уже к 12-13 веку многие армяне свободно говорили на грузинском языке и считали его своим родным языком. У них было два родных языка: армянский и грузинский языки. Хотя, вероятно, многие из них в 11-12 веке знали и арабский язык, если говорить об элите тбилисских армян. Аналогично и у евреев, например, города Тарс 2000 лет назад было два родных языка: греческий и еврейский. Именно в такой двуязычной семье родился Шауль из Тарса, который известен у христиан ныне под именем Апостол Павел.
Да, простят меня грузины, но я предполагаю, что Ашот-Шота Руставели был именно из такой двуязычной семьи, но именно армянской и именно в Тбилиси. Это лишь смелое предположение.
История грузинских армян и Тбилиси.
V - X века нашей эры
-
Автор темыSamuel
- Всего сообщений: 1382
- Зарегистрирован: 12.06.2021
- Откуда: Москва
1733660138
Samuel
Мира всем! Шалом! Салам!
Сразу сообщу, что являюсь армянином с греческой примесью, но обрусевшим человеком. При этом мой папа и все его предки по его отцу были армянами города Тбилиси столетиями и столетиями, если не дольше. Армяне Тбилиси - это весьма интересный народ. Армяне других регионов и собственно армяне Армении считают армян тбилисских перевернутыми армянами - это можно понять так, что считают обращенными в чужую веру армянами и почти что не настоящими армянами. И виной всему то, что армяне Тбилиси - это православные армяне. Это особая разновидность армян. Поэтому я решил открыть отдельную тему об армянах Тбилиси.
Но сначала не большой экскурс исторический вообще об Армении.
Как известно, Армения после столкновения с Римом и Парфией к 1 веку до н.э. несколько ослабела - перестала быть империей Великая Армения (была ею лишь в течение 25 лет) и уже совсем не претендовала на статус самой великой державы, став просто обычной большой страной региона и армянским государством. После этого армяне в течение последних 2 тысячелетий вынуждены были лавировать между двумя очень большими и сильными сверхдержавами региона, чтобы сохранить свою страну - они вечно лавировали и лавировали между Римом и Персией, а затем между Римом и Персией, а после этого уже между Византией и Персией и, наконец, позднее они почти полностью подчинились мусульманскому и очень сильному Арабскому Халифату с 7-8 века. Ещё позднее с начала 10 века н.э. они попытались построить свою независимую государственность вне всякой зависимости от сильных держав, так как Византия, Арабский Халифат и Персия (уже мусульманская на тот момент) явно несколько и почти одновременно вдруг ослабели... Казалось бы, эта политика лавирования оказалась эффективной для армян и всё у армян тогда начало получаться - вновь к началу 10 века н.э. появилось независимое государство Армения со столицей в городе Ани. Но Судьба совсем не была благосклонна к Армении и армянам - вдруг появилась новая и опасная сила в лице мусульман-сельджуков. Ещё до появления сельджуков Византия уже в начале 11 века смогла ликвидировать независимость и государственность армянского народа. Но самую ужасную роль в судьбе армянского народа сыграли турки-сельджуки. Последние подчинили своей воле очень многие народы и захватили много земель Южного Кавказа и Малой Азии, сильно потеснив и Византию... Они, эти турки, вырезали армян, окончательно ослабив этот когда-то реально великий, многочисленный, а с 4-5 века н.э. и христианский народ. Но далее с примерно с середины 12 века часть Армении стали контролировать православные грузины под властью грузинского ответвления древнего армянского рода (Багратуни- Багратидов (в Грузии они приняли православие и огрузинились). При этом большую часть исторической Армении продолжали контролировали мусульмане в лице турок-сельджуков и самых разных других тюркских племён, которые пришли вместе с сельджуками или несколько позднее после них. И все они стали заселять и контролировать существенную часть Южного Кавказа и Малой Азии. И уже с 13 века или точно с 14 века тюрки окончательно покорили все земли армян и весь армянский народ - это не касалось тех армян, которые на тот момент уже давно переселились в Крым, а также жили на тот момент веками в Тбилиси. Но в Крыму тоже с 10-11 века господствовали другие тюрки, которые позднее превратились в крымских татар. И армяне с ними, как можно предположить, договорились и мирно уживались с ними, подчинившись им.
Армяне Тбилиси.
А вот история армян Тбилиси - это отдельная и очень интересная история. Мало кто знает, что с 7-8 века н.э. и примерно до середины 12 века город Тбилиси был столицей Тбилисского Эмирата, мусульманского государства, которое было основано арабами. Да, это был именно арабский Тбилисский Халифат, мусульманское государство, в котором жило очень много христиан. Весь вопрос заключается в одном: кто жил в этом эмирате - одни грузины или и армяне тоже? Я выдвигаю очень смелую гипотезу: город Тбилиси с 5 века н.э. был заселён армянами (а может армянами и евреями Армении), но армяне в этом городе с 5 по 18 век н.э. составляли всегда подавляющее большинство. [b]Это смелая гипотеза основана только на том факте, что по данным российских свидетелей, население города Тифлис (Тбилиси) на момент начала 19 века состояло из армян и грузин, но армян было гораздо больше. Да, это научный факт: в 1803 году армяне составляли 92,6 % населения Тбилиси.[/b]
Когда армяне смогли стать большинством населения города? Как грузины могли позволить этому произойти, если Тбилиси был всегда столичным городом Грузии?? Википедия нам сообщает, что численность армян увеличилась в Тбилиси только лишь с 11-12 века н.э.:
Сельджукское завоевание Армении вызвало крупномасштабную эмиграцию армян (в том числе, в северном направлении). В этот период многие армяне из северных областей Армении переселились в Тифлис. При грузинском царе Давиде IV Строителе (1089—1125) большое количество армян переселились в Тбилиси из бывшей армянской столицы Ани и его области. При царице Тамаре (1184—1213) армяне играли в этом городе значимую роль. Во второй половине XIII века об армянах в Тбилиси сообщал даже сам Марко Поло. На этом всё - это всё, что сообщается об истории появления армян в Тбилиси.
Разберём все эти утверждения Википедии по порядку: Сельджукское завоевание Армении вызвало крупномасштабную эмиграцию армян (в том числе, в северном направлении). В этот период многие армяне из северных областей Армении переселились в Тифлис.
Напомню, что сельджуки обрушились на Армению и Грузию почти одновременно (примерно в середине 11 века) - пострадали сильно и почти одновременно Армения и Грузия, а в Тбилиси на тот момент вообще существовал Тбилисский Эмират - мусульманское и арабское государство. Едва ли это мусульманское государство согласилось бы впустить в управляемый мусульманами Тбилиси много армян (христиан). Так что... Это утверждение является весьма сомнительным. Очень и очень сомнительное утверждение.
Следуем далее в попытке понять то, что написано в Википедии об истории появления армян в Тбилиси: При грузинском царе Давиде IV Строителе (1089—1125) большое количество армян переселились в Тбилиси из бывшей армянской столицы Ани и его области.
Так ли это было? Едва ли... Как известно, в 1122 году в Тбилиси триумфально вошёл со своими придворными и военными царь Давид IV Строитель, сделавший город столицей единого грузинского государства. Этим государством правила династия Багратионов. При этом Давид захватил у турок армянский город Ани в 1224 году (за год до своей смерти). Для чего бы ему, грузину, переселять в новую столицу единой Грузии армян города Ани? В этом есть какая-то логика? Вопрос очень интересный... На него нет решительно никакого ответа. И да, скорее всего, со времён, как минимум, царя Давида Строителя армяне уже жили в Тбилиси, а во времена царицы Тамары (конец 12 века и начало 13 века) армяне, наверняка, играли значительную роль в Тбилиси и в Грузии вообще. Но на вопрос, откуда же взялись армяне в Тбилиси, нет. И как же власти Грузии позволили случиться такому - почему они позволили столицу Грузии превратить в город, в котором к концу 18 века или начале 19 века уже точно преобладали и доминировали армяне? И когда они там стали преобладать? В 18 веке? Может ранее?
Ответов на эти вопросы нет никаких. Это явная загадка. Очередное темное пятно в исторической науке. Я постараюсь своим предположением темное пятно это удалить и всё разъяснить.
Но сначала несколько фактов исторических об арабском присутствии в Армении и Грузии. Арабы в 7 веке захватили Армению и весь Южный Кавказ. Интересно, что сначала они позволили армянам сохранить свою государственность в составе Халифата - у армян было полное самоуправление, но они под руководством своего князя должны были воевать на стороне Халифата. Очень интересно, что арабы почему-то разделили все земли обширной исторической Армении и всего Южного Кавказа на части - все эти земли были названы арабами Арменией, включая и весь Южный Кавказ: земли Грузии арабы назвали Арменией 3, а земли, вошедшие с 20 века в Азербайджан, они с 7 века и далее называли Арменией 4. Как это можно было бы объяснить? Только так, что арабы понимали: армяне широко представлены в городах Грузии и восточной части Южного Кавказа (бывшей Албании), а также преобладали в элите этих стран. Вероятно, арабы поняли и то, что религия армян (Армянская Апостольская Церковь) очень сильно влияла на население бывшей Албании и Грузии - христианство пришло в эти страны пришло именно из Армении. И главное - вероятно, арабы вошли в Тбилиси в 7 веке и поняли: это был уже тогда преимущественно армянский город (в котором, конечно же, уже тогда также жили и евреи с грузинами вместе), так как там преобладали армяне уже тогда. Фактом является то, что Церковь Албании, как минимум, до 7 века н.э. была полностью подчинена Армянской Церкви и языком богослужения был армянский язык. Удивительно, не правда ли? Армения в духовном плане конкурировала с самой Византией и в Западной Грузии тоже, не говоря уже о Тбилиси. Кстати говоря, в Тбилиси, вероятно, с самой глубокой древности было много именно армянских храмов - их было несколько десятков. И построены они были именно в армянском стиле и в глубокой древности - это уже о многом говорит.
Фактом является то, что в 736 году город Тбилиси был захвачен очень агрессивным арабским полководцем Мерваном II ибн Мухаммедом, который и основал тут Тбилисский халифат. Но захватить другие города у него так и не получилось, и Тбилиси был в первой половине 8 века н.э. единственным мусульманским городом-государством на Кавказе - столицей не большого арабского и мусульманского государства, у которого, правда, были свои владения и сферы влияния в Грузии. Тбилисский эмир в какой-то момент попытался отделиться от всего Арабского халифата, но попытка закончилась неудачей: в город пришла разорительная карательная армия Халифата. При этом многие христиане (те, которые на тот момент ещё исповедовали Христианство) были вынуждено мигрировать в Абхазию. [b]Но как я предполагаю, в городе Тбилиси того арабского периода армяне уже давно были коренным населением и составляли абсолютное большинство населения города. Элита армян Тбилиси с 7-8 века порой и не редко вполне успешно сотрудничала или хотя бы сосуществовала с элитой арабов. Итак, по моему мнению, в Тбилиси уже с 7-8 века н.э. армяне вполне мирно себе жили под покровительством арабов или в союзе с арабами этого города. Подчеркну: арабы контролировали этот город в течение нескольких веков и сильно повлияли на местное население - особенно же на армян.[/b] И обращу Ваше внимание на эту важную мысль мою: на мой взгляд, армяне составляли с древних времён большую часть населения Тбилиси и были одним из коренных народов южной части территории нынешней Грузии - это же особенно относится и к регионе исторической Грузии под названием Самцхе-Джавахети - там, как я думаю, с древних времён жили и армяне (вероятно, эти армяне с какого-то времени перешли из армянского Христианства в византийский тип Христианства - в Православие) и грузины, как и народ под под названием месхи. Думаю, в мусульманском государстве Тбилисский Эмират важную роль играли не только арабы-правители, но ещё и армяне тоже - не только те, которые перешли в Ислам, но и оставшиеся верными Христианству армянского типа. Да, как я думаю, в Тбилисском Эмирате мусульмане уважительно и спокойно относились ко всем Христианам - особенно к армянам.
Расскажу немного о тбилисских армянах современности... Ведь интересно то, что никому и в голову вообще никогда не могло бы прийти в голову то, что фамилия Аллахвердов (а это девичья фамилия довольно известной российской певицы армянского происхождения Марьям Мерабовой) по своему происхождению напрямую связана именно с древними армянами Тбилиси, которые веками исповедовали Ислам, живы в дружбе с арабами-мусульманами этого города. Но это точно так - певица Марьям Мерабова (Аллахвердова) является именно армянкой из семьи коренного тбилисца-армянина. Это фамилия именно древних армян древнего города Тбилиси.
Безусловно, армяне Тбилиси - это совершенно необычные армяне, которые подверглись сильнейшему влиянию арабов с 7 по 11-12 век, а затем Тбилиси стал столицей и единой Грузии. И основным населением Тбилиси были и тогда тоже именно армяне. Вероятно, с самого появления этого вроде бы грузинского города в 3-4 веке н.э. армяне были частью его населения, как и мест рядом с ним - это была пограничная зона между Иверией, Колхидой и Арменией - сначала город был построен персами, как некая пограничная крепость. Позднее с 5-6 века крепость перешла Грузии... Скорее всего, уже именно при господстве персов в 3-4 веке н.э. армяне стали значимой частью населения этой не большой крепости. И тем более к 5-6 веку н.э., когда Тбилиси уже стал столицей грузинского государства вместо Мцхеты, как я предполагаю, армяне уже тогда были большинством населения города. Не исключено даже и то, что армяне Тбилиси с 8-9 века вынуждены были или сами пожелали войти и вошли в союз с арабами Тбилиси (элитой Тбилисского эмирата), а некоторые из них (или существенная их часть) может быть даже и искренне или для виду и из практических соображений перешли в Ислам и исповедовала Ислам. Однако в 12 веке, когда город был захвачен грузинским царём Давидом, или уж точно с начала 13 века все армяне Тбилиси уже опять перешли в Христианство, но уже православное и грузинское, так как царь Давид Строитель превратил Тбилиси в столицу единой и преимущественно православной Грузии. В этот период своей истории армяне Тбилиси подверглись довольно сильному влиянию грузинского народа (а может и отчасти и влиянию евреев Грузии) - особенно с 12 века и до 17-18 века. Но до этого с 7-8 века и до 12 века армяне Тбилиси подвергались очень сильному влиянию арабов и Ислама. И со всеми этими народами, как и с соседними персами, местные армяне мирно уживались и сотрудничали тесно, а может и перемешивались... Удивительная смесь... И вот с 19 века многие армяне приняли (а некоторые и с радостью) власть России - теперь они стали приспосабливаться к русским - так армянская фамилия тбилисских (грузинских) армян с арабскими корнями Аллахвердян вдруг стала фамилией чуточку непонятного происхождения Аллахвердов - фамилией с русским окончанием. И это русское окончание - ов уже стало говорить о желании армян выжить в русском мире и несколько походить на русских. Да, с 18-19 века армяне и их земли оказались разделены тремя сильными державами: Османская империя, Российская империя и Персия-Иран. И армяне пытались лавировать и тут... Но в начале 20 века их хитрость и интуиция их окончательно подвели или сыграли с ними очень злую шутку: они поняли, что турки в военном и не только в военном плане стали слабее русских - поэтому многие армяне решили всецело поддержать Россию, когда началась Первая Мировая война. Вроде бы правильное решение - была возможность воспользоваться этой войной и освободить все земли армян от турецкого владычества. Но никто не ожидал того, что турки заходят отомстить тем армянам, которые жили в Малой Азии и начнётся страшнейший геноцид. А уже с 1917 года Россия очень ослабела и вдруг ушла с Южного Кавказа - армяне, которые счастливо жили в составе Российской империи на Южном Кавказе с начала 19 века, тоже поверглись атакам и их тоже коснулась резня. Тогда-то многие армяне поселились в Батуми и в другим местах Грузии, как и в Тбилиси поселились новые армянские поселенцы тоже (беженцы).
Армяне хорошо приспособились к русским в СССР и вообще к государству СССР - наконец, они почувствовали себя в безопасности. Но с 1991 года опять Россия ослабела - опять армянам пришлось приспосабливаться. И это привело к тому, что происходит в 21 веке с 2019 года и особенно после 2020 года, когда армяне и Армения пытаются лавировать между четырёх сил: Россия, Запад (США-ЕС), Турция-Азербайджан и Иран. Армения посреди этих империй и пытается найти свой путь и выжить, не обидев ни одну из 4 сил. Это невероятно сложно. Но Армения - это слишком маленькая страна с маленьким населением. Без хитрости и лавирования армянам не выжить И армяне ведь во вражеском окружении мусульман и Грузии и не имеют выхода к морю. Израиль имеет выход к морю и имеет очень и очень верного и сильного союзника в лице США с 1950-1952 года - только за этот счёт (и только потому, что в США есть очень сильная и богатая многочисленная еврейская община, влияющая на политику США) Израиль умудрился выжить и укрепиться к началу 21 века. И сегодня только поэтому Израиль успешно борется с врагами в лице арабов и иранцев. У Армении нет выхода к морю. Как и нет у армян такого очень влиятельного покровителя. Поэтому только Один лишь Бог сможет помочь армянам Армении и Южного Кавказа вообще (в Грузии тоже живёт примерно 300 000 армян или людей с армянскими корнями) и дальше успешно и без сильного вреда для себя лавировать между этими 4 силами, а может, если Бог очень поможет и если им повезёт сильно, даже и успешно выжить и укрепиться.
Маленькие народы должны обрести покровительство сильных и многочисленных народов - иначе, им не выжить. Евреи поступили очень правильно - они выбрали США в качестве своего покровителя такого. У армян ситуация другая совсем и другое географическое положение. К тому же, между Россией и Арменией есть Грузия и Азербайджан, которых сложно назвать друзьями армян и Армении, а Азербайджан является лютым врагом Армении и армян. И есть рядом Турция, в которой 100 лет назад элита и правители пожелали уничтожить вообще армянский народ. Такого окружения враждебного нет даже у Израиля!
Да, и ещё раз отмечу то, что я не просто так открыл тему о таком интересном явлении, как армяне тбилисские - дело в том, что мой папа - это именно такой вот армянин, чьи предки по отцовской линии все были армянами Тбилиси в течение очень многих столетий. Интересно и то, что остальные армяне очень не любят тбилисских армян и называют их армянским словом не хорошим, которое можно с натяжкой перевести, как [b]перевернутые[/b] или извращенные армяне. Вероятно, остальные армяне не любят тбилисских армян почти так же, как многие русские провинции российской не любят почему-то москвичей. Но армяне не любят тбилисских армян гораздо сильнее. За что? Может за то, что многие армяне Тбилиси уже очень давно стали православными Христианами, как и грузины (а большая часть армян - это христиане именно Армянской Апостольской Церкви)? А может ещё и за ум и утонченность, как и за хитрость и практичность? Ведь тбилисские армяне примерно в течение всех 1500 последних лет были городским населением и тесно контактировали (а порой и перемешивались) с разными довольно хитрыми народами: евреи, арабы, грузины, персы. Эти армяне всегда были особым населением Грузии - есть версия такая даже, что великий грузинский поэт Шота Руставели был таким вот армянином, который был родом их несколько ассимилированной грузинами семьи армян тбилисских. Вероятно, эта семья была из числа представителей города Рустави, где они поселились, вероятно, с 9 или 10-11 века. Да, самого Шоту скорее всего, родные его называли не Шотой, а армянским именем Ашотом, а для грузин он был грузином Шотой. Есть мнение, что он полюбил невероятно сильно царицу Тамар из рода Багратиони. Мало кто знает, что в реальности же этот род Багратиони является по сути тем же самым древним армянским родом Багратуни. Например, в грузинской истории хорошо известен вроде бы грузинский царь этого рода по имени Ашот I Куропалат (груз. აშოტ I კურაპალატი), который также был известен, как Ашот Великий (груз. აშოტ დიდი). Он жил в 8-9 веках н.э. и был правителем вроде бы грузинского княжества Тао-Кларджети (с 789 года) и эрисмтаваром-куропалатом (верховныс князем) Картли-Иберии (с 813 года). Почему этот грузинский царь носил армянское имя Ашот? Никто не знает. И от этого армянина, принявшего грузинское православие, произошёл грузинский род Багратиони. Да, это древнейший армянский род - род благородных армян, чьи предки были евреями, которые приняли Христианство и перемешались с армянами. Багратуни - это армянский род людей с еврейскими корнями когда-то. А Багратионы - это некая отдельная ветвь Багратуни - её представители поселились в регионе Тао-Кларджети в 7-8 веке н.э. - в этом пограничном регионе, расположенном между Арменией и Грузией жило в тот период много армян, месхов и грузин. И вот вельможа Ащот Руставели (армянин) полюбил царицу Грузии Тамар из рода Багратиони, у которой на тот момент были еврейские, армянские, грузинские и осетинские корни. Плодом этой великой и святой любви стала поэма, написанная в конце 12 века - "Вепхистхаосани" (буквально: тигровошкурый). Речь о поэме "Витязь (Рыцарь) в тигровой шкуре". Безусловно, сегодня грузины считают этого гениального поэта грузином и эту поэму только плодом творчества грузинского поэта и кладезем именно грузинской культуры. И это так и есть, но лишь отчасти - ведь, скорее всего, генетика у Ашота-Шоты Руставели предположительно была, как минимум, отчасти именно армянской. Скорее всего, он имел армянские корни и его род, как минимум со стороны матери его или отца относился именно к армянам Тбилиси, которые с древности и до середины 19 века составляли большинство населения Тбилиси. А это особые и очень утонченные и хорошо образованные и умные армяне - древняя особая и высококультурная община Грузии. Не случайно и то, что Тамар назначила Ашота (Шоту) казначеем всей Грузии, то есть министром финансов Грузии. Тбилисские армяне - это, конечно же, не такая уж древняя община Грузии, как евреи Грузии. Но армяне тбилисские - это тоже древняя и совершенно особая община армян и община Грузии. Доказательств того, что Шота Руставели был армянином, у меня нет, как и ни у кого из армян Тбилиси нет таких доказательств. Это лишь предположение. Весьма смелое предположение. Но интересно то, что в заключительных строках «Витязя в тигровой шкуре» сам этот поэт заявляет о себе, что он не грузин, а месх. И это веский повод говорить о его не грузинском, а именно месхетинском происхождении. Месх на грузинском звучит так : мешхи. И это очень близко звучит к слову мушки - речь о древнем народе под названием мушки. Хорошо известно то, что существенная часть народа мушки внесла огромный вклад в формирование армянского этноса, то есть стала и была частью предков армян )скорее всего, западных армян), перемешавшись непосредственно с хайями-армянами. Эти люди (мушки-мещхи-месхи) многих регионов исторической Западной Армении были арменизированы полностью уже к 1-2 веку н.э. или даже на несколько веков ранее. Но часть месхов-мушков соседних с Западной Арменией регионов, вероятно, так и не была арменизирована или лишь частично была арменизирована даже и к 10-11 веку. На тот момент эти месхи были одним из народов юго-западной части Грузии (особенно северной части юго-западной части Грузии) - их земли были между Грузией и Арменией. Вероятно, эти мушки-мешхи на тот момент не идентифицировали себя целиком и полностью ни с грузинами, ни с армянами, хоть их язык отчасти был несколько близок к грузинскому языку. Кстати говоря, вот этот вот не большой народ мушки-месхи дожил, как отдельный от армянского и грузинского народов народ, до 11-12 веков н.э., когда жили родители Шоты Руставели и сам Шота. Более того, они, эти мушки-мешхи (месхи) и до наших дней дожили и превратился в народ под названием месхетинцы, а многие из них с 13-14 века даже приняли Ислам и почти полностью к 18-19 веку уже были отуречены турками - сегодня эти месхетинцы уже считают себя турками, помня о своих корнях месхов. Однако, как я предполагаю, существенная часть месхов Грузии 10-12 веков находилась под довольно сильным влиянием армян, а часть из них была под сильным влиянием армян именно тбилисских. Не исключено и то, что отец или дед Шоты Руставели был таким вот несколько арменизированным месхом, находившимся под влиянием армян Тбилиси и он женился на армянке. Не исключено, что часть его предков (или большая часть его предков) имела всё-таки армянские корни. При этом не надо забывать и то, что уже к 12-13 веку многие армяне свободно говорили на грузинском языке и считали его своим родным языком. У них было два родных языка: армянский и грузинский языки. Хотя, вероятно, многие из них в 11-12 веке знали и арабский язык, если говорить об элите тбилисских армян. Аналогично и у евреев, например, города Тарс 2000 лет назад было два родных языка: греческий и еврейский. Именно в такой двуязычной семье родился Шауль из Тарса, который известен у христиан ныне под именем Апостол Павел.
Да, простят меня грузины, но я предполагаю, что Ашот-Шота Руставели был именно из такой двуязычной семьи, но именно армянской и именно в Тбилиси. Это лишь смелое предположение.