Шалом! Мира всем вам, уважаемые любители истории.
Решив открыть тему о святой Деве Марии, Матери Христа, Которую принято у православных называть Богоматерью, я ни коим образом не хочу обидеть чувства верующих Христиан - особенно православных или католиков.
Но это светский ресурс и обсуждать исторические вопросы, касающиеся и религии, на этом форуме - дело совершенно нормальное (если обсуждать без оскорблений и навешивания ярлыков неприятных).
Поэтому я и спрашиваю всех тех, кто в курсе: когда же Христиане начали молиться (деве) Марии, маме Христа, начав считать её Богоматерью-Богородицей?
Как вы думаете, уважаемые?
Я же предполагаю, что с самого начала культа почитания Марии, мамы Иисуса Христа, у Христиан не было. Почему, спросите вы? Просто я точно знаю, что нигде в Писании Христиан не сказано ни слова о том, что Христиане как-то особенно почитали Марию после смерти, воскресения и вознесения Иисуса Христа. Нигде! И ничего! Почему бы это? Очень и очень многое указано - например, о молитвенных обращениях Апостолов и Христиан к Отцу Небесному, а также указано о почитании Христа, то есть об особом уважении у них по отношению к господину (господу) Иисусу Христу. Но про почитании у первых христиан Марии, матери Иисуса, после смерти, воскресения и вознесения Иисуса вообще ничего не сказано в Писании Христианства. Я лишь задумался: почему бы это?
И ещё один важный нюанс меня удивил и заставил задуматься о многом - я вспомнил то, что знают Христиане о решениях Первого Вселенского Собора в Никеях.
Как известно, на том Соборе очень ожесточённо спорили две группы Христиан: сторонники осуждения богослова и епископа Ария спорили с самим Арием и его сторонниками. Если всё изложить проще (так, чтоб все люди, далекие от религии, хорошо поняли суть конфликта), первая группа Христиан считала Иисуса равным Богу, а вот вторая группа во главе с Арием считала Иисуса человеком, то есть тем, кто не равен Богу. Считается, что император Константин, который хотел объединить всех Христиан и превратить Христианство в государственную религию Римской империи и для этого созвал Собор в Никеях, встал на сторону сторонников осуждения Ария - поэтому самого Ария и его сторонников осудили, как еретиков, и предали анафеме - их отправили в ссылку. Правда, уже через несколько лет (примерно, через 2-3 года или через 5 лет) император почему-то передумал оставаться на стороне врагов Ария - самого старца Ария и его сторонников вернули из ссылки, а оппонентов (или врагов?) Ария, напротив, сослали, лишив всех церковных должностей. При этом престарелый Арий (вместе со своими сторонниками) был возвращен в Константинополь и ему вернули доброе имя и почести. Его сторонникам тоже вернули доброе имя и почести, как и церковные звания и должности. Арий, этот престарелый борец с ересью превращения человека Мессии (Христа) Иисуса в Бога-Христа Иисуса, умер с миром и спокойно там же, в столице Римской империи, через несколько лет. Это то, что известно практически точно всем историкам. При этом историки Христианства (христиане-историки) утверждают, что до наших дней дошёл символ веры Христиан той эпохи, который был сформулирован оппонентами (или врагами) Ария на Никейском Соборе в 325 году. Я предлагаю вам всем, уважаемые, внимательно ознакомиться с этим символов веры тех христиан, которых смело можно назвать врагами Ария и сторонниками придания большей божественности Иисусу Христу:
Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рождённого от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого [а именно Сына] всё произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мёртвых. И в Святого Духа. А говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошёл из не сущего, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем — таковых анафематствует кафолическая [и апостольская] церковь. Аминь
Итак, в этом символе веры христиан 4 века н.э. подчеркивается то, что Иисус равен Богу-Отцу. И ещё упоминается и то, что Христиане той эпохи верили и в Святого Духа. Но ничего не сказано о вере в почитание девы Марии, матери Христа, как и о почитании Церкви.
Лишь через 56 лет состоялся другой Собор, на котором к символу веры Христиан было добавлено это о Христе:
Нас ради, людей, и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
Тут уже просто упомянута Мария Дева - тут лишь именно упомянуто и сказано о том, что благодаря Духу Святому с Одной стороны и Марии Деве - с другой стороны, Христос, Сын Божий (и Бог) воплотился и стал человеком. Дескать, Он до этого был Богом, а затем после этого (после непорочного зачатия) стал Человеком. И это благодаря Деве Марии, в том числе. Не больше и не меньше. При этом не указано, что Дева Мария святая!! В это верили Христиане конца 4 века н.э. в Римской империи, а может и за её пределами уже тоже. Но в этом символе веры конца 4 века ничего не сказано о почитании Марии, как ничего не сказано о том, что она - Богоматерь.
Если по этим двум версиям символам веры Христианства сравнить то, во что точно верили христиане начала 4 века и конца 4 века, есть некоторая разница - в последней версии добавлены слова о Марии. В никейском символе веры Мария не упомянута даже вовсе - о поклонении ей не говорится ни слова. Позднее на Соборе 381 года Марию почему-то внесли в символ веры, но там есть лишь упоминание о ней в связи с вочеловечиванием и воплощением Бога-Сына. Едва ли это упоминание можно понять так, что Христиане молились Марии, считая её Богоматерью.
А ещё позднее (через 50 лет примерно) был созван ещё один собор в городе Эфесс (этот собор известен, как Ефесский или Третий Вселенский собор). Он состоялся в 431 году и на нём было решено, что правомерно и законно называть Деву Марию именно Богоматерью и Богородицей. Собор постановил, что те, кто не хотят Марию называть Богородицей, но называли её Христородицей, являются еретиками. Из этого можно сделать заключение: именно с 5 века н.э. лидеры Христиан уже решили начать почитать Марию и начать молиться ей, как Богородице, то есть Той, Кто родила Самого Бога (-Сына-Христа).
Надо отметить, что поводом к Эфесскому собору послужил тот факт, что в среде Христиан было распространено учение Нестория, архиепископа Константинопольского (428—431), который считал, что пречистую Деву Марию следовало называть не Богородицей, а Христородицей, так как у Бога (а речь о Сыне-Боге, то есть Христе) не может быть матери. Интересно, что тот самый Несторий был главным епископом (архиепископом) столицы Византии, Константинополя. И не только он один так думал - многие Христиане и их лидеры даже и на тот момент не считали Марию Богородицей, так как они не считали, что она родила Бога-Христа, но считали, что она родила человека Христа (или просто тело человеческое, в котором воплотился Христос-Бог). И таких епископов (лидеров общин Христиан), как Несторий, было тогда, вероятно, много сотен по всей бывшей Римской империи. Я полагаю, что на том Соборе, который был созван по решению императора Восточной Римской империи (позднее Византии), Феодосием Вторым.
Итак, по решению императора Феодосия III Вселенский Собор осудил ересь Нестория и подтвердил православное учение о том, что следует исповедовать в Иисусе Христе одно Лицо (ипостась) и два естества — Божеское и Человеческое, а Божию Матерь восхвалять как Приснодеву и истинную Богородицу. Приснодева - это ВЕЧНАЯ Девственница. Думаю, точно можно предположить, что именно с 431 года после Третьего Вселенского Собора всем Христианам отныне было велено считать Марию ВЕЧНОЙ ДЕВСТВЕННИЦЕЙ. Им было отныне велено почитать Марию, как Божественную и вечную Богородицу. Это означало: теперь правомерно молиться Марии. Это до сих пор делают православные и католики - они молятся Марии. При этом удивительно и то, что католики никогда не называют Марию Богоматерью или Богородицей. Почему они нарушают решение Третьего Вселенского Собора? Просто потому, что уже тогда Римская империя разделилась на Запад с его германскими королевствами и Восток (то, что позднее стало известно, как Византия). Более того, участники собор, не соизволив даже дождаться легатов Римского Папы и зная о том, что сам Несторий и очень и очень многие епископы из числа его сторонников отказались прибыть на Собор или ещё не прибыли, уже постановили: Несторий и его стороники являются еретиками и преданы анафеме. Интересно, что прибывшие ещё позже в Эфес Иоанн Антиохийский с восточными епископами отказались принять решения собора, собранного епископом Александрии, Кириллом, без их участия, и составили свой собственный собор из 43 епископов, для заседаний которого епископ Эфесский Мемнон не дал священного здания. Это собрание лишило Кирилла и Мемнона епископства и права священнодействия, а прочих участников собора, ныне известного в Православии, как Третий Вселенский собор в Эфессе, отлучило от Церкви впредь до их раскаяния.
Очень интересно и то, что Эфесский собор до сих пор не признаётся Ассирийской церковью Востока и Древней Ассирийской церковью Востока.
И именно потому, что фактически решение осудить Нестория и его сторонников на соборе в Эфессе было принято ещё до прибытия легатов Папы Римского (а этот факт был проявлением неуважения и недоверия по отношению к ним), Римская Католическая Церковь, пусть и официально признаёт итоги собора, тоже никогда не называла в прошлом и не называет Марию Богородицей ни устно, ни в письменном виде. Это как бы согласие с Третьим Собором в Эфессе Римской Католической Церкви по сути же является молчаливым и не официальным непринятием решений Собора Римской Католической Церковью и Папой Римским. При этом католики, как и православные, всё-таки молятся Марии, но называют её даже и в своих молитвах только святой Девой Марией, но точно не святой Богородицей.
А вот молятся ли Марии верующие Ассирийской Церкви Востока? Не уверен в этом... Вероятно, нет. Хотя в Москве не далеко от моего дома всё-таки есть Храм этой Церкви и он назван официально так: Храм Мат Марьям (во имя Пресвятой Девы Марии).
Очевидно, что в этой Церкви, чтобы она не слишком сильно отличалась от Церквей Православных и Римской Католической Церкви, имеется некий культ почитания Марии - поэтому Храм назван так в её честь. Но Марию никто в Этой Церкви не считает Богородицей или Богоматерью. И я вовсе не исключаю даже и того, что они не особенно молятся Марии, а может и не молятся ей вообще никогда и никогда и не молились ей. При этом в храмах Этой Церкви нет ни одной иконы. Думаю, что из всех не протестантских Церквей Ассирийская Церковь ближе всех находится именно к протестантам... И при этом никакая реформация никогда не касалась Этой Церкви - ТАК там было всегда, то есть, как минимум, в течение всех последних 16 столетий точно. Не правда ли, интересный факт?
Очевидно то, что Христианство, как оно было разделено в отношении к почитанию Марии в 5 веке н.э., так и до сих пор очень и очень разделено: есть много протестантских Церквей, которые не считают Марию той, которой можно и нужно молиться - культа почитания Марии в этих Церквах нет вообще. А вот католики, пусть и почитают Марию, но в нарушение решений Третьего Вселенского Собора в Эфессе почему-то отказываются называть святую Марию Богоматерью и Богородицей.
Но, если отбросить все Предания католиков и православных о матери Иисуса, что же написано в Писании Христианства (в книгах Нового Завета) о Марии? Об этом, если Бог позволит, расскажу позднее. А пока интересно узнать ваше мнение об обсуждаемой теме, уважаемые любители истории.
Когда Христиане начали молиться (деве) Марии, маме Христа, начав считать её Богоматерью?
История до 476 года н.э., когда пала западная Римская Империя
-
Автор темыSamuel
- Всего сообщений: 1382
- Зарегистрирован: 12.06.2021
- Откуда: Москва
1735049324
Samuel
Шалом! Мира всем вам, уважаемые любители истории.
[b]Решив открыть тему о святой Деве Марии, Матери Христа, Которую принято у православных называть Богоматерью, я ни коим образом не хочу обидеть чувства верующих Христиан - особенно православных или католиков.[/b]
Но это светский ресурс и обсуждать исторические вопросы, касающиеся и религии, на этом форуме - дело совершенно нормальное (если обсуждать без оскорблений и навешивания ярлыков неприятных).
[b][size=150]Поэтому я и спрашиваю всех тех, кто в курсе: когда же Христиане начали молиться (деве) Марии, маме Христа, начав считать её Богоматерью-Богородицей?[/size][/b]
Как вы думаете, уважаемые?
Я же предполагаю, что с самого начала культа почитания Марии, мамы Иисуса Христа, у Христиан не было. Почему, спросите вы? Просто я точно знаю, что нигде в Писании Христиан не сказано ни слова о том, что Христиане как-то особенно почитали Марию после смерти, воскресения и вознесения Иисуса Христа. Нигде! И ничего! Почему бы это? Очень и очень многое указано - например, о молитвенных обращениях Апостолов и Христиан к Отцу Небесному, а также указано о почитании Христа, то есть об особом уважении у них по отношению к господину (господу) Иисусу Христу. Но про почитании у первых христиан Марии, матери Иисуса, после смерти, воскресения и вознесения Иисуса вообще ничего не сказано в Писании Христианства. Я лишь задумался: почему бы это?
И ещё один важный нюанс меня удивил и заставил задуматься о многом - я вспомнил то, что знают Христиане о решениях Первого Вселенского Собора в Никеях.
Как известно, на том Соборе очень ожесточённо спорили две группы Христиан: сторонники осуждения богослова и епископа Ария спорили с самим Арием и его сторонниками. Если всё изложить проще (так, чтоб все люди, далекие от религии, хорошо поняли суть конфликта), первая группа Христиан считала Иисуса равным Богу, а вот вторая группа во главе с Арием считала Иисуса человеком, то есть тем, кто не равен Богу. Считается, что император Константин, который хотел объединить всех Христиан и превратить Христианство в государственную религию Римской империи и для этого созвал Собор в Никеях, встал на сторону сторонников осуждения Ария - поэтому самого Ария и его сторонников осудили, как еретиков, и предали анафеме - их отправили в ссылку. Правда, уже через несколько лет (примерно, через 2-3 года или через 5 лет) император почему-то передумал оставаться на стороне врагов Ария - самого старца Ария и его сторонников вернули из ссылки, а оппонентов (или врагов?) Ария, напротив, сослали, лишив всех церковных должностей. При этом престарелый Арий (вместе со своими сторонниками) был возвращен в Константинополь и ему вернули доброе имя и почести. Его сторонникам тоже вернули доброе имя и почести, как и церковные звания и должности. Арий, этот престарелый борец с ересью превращения человека Мессии (Христа) Иисуса в Бога-Христа Иисуса, умер с миром и спокойно там же, в столице Римской империи, через несколько лет. Это то, что известно практически точно всем историкам. При этом историки Христианства (христиане-историки) утверждают, что до наших дней дошёл символ веры Христиан той эпохи, который был сформулирован оппонентами (или врагами) Ария на Никейском Соборе в 325 году. Я предлагаю вам всем, уважаемые, внимательно ознакомиться с этим символов веры тех христиан, которых смело можно назвать врагами Ария и сторонниками придания большей божественности Иисусу Христу:
Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рождённого от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого [а именно Сына] всё произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мёртвых. И в Святого Духа. [b]А говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошёл из не сущего, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем — таковых анафематствует кафолическая [и апостольская] церковь. Аминь[/b]
Итак, в этом символе веры христиан 4 века н.э. подчеркивается то, что Иисус равен Богу-Отцу. И ещё упоминается и то, что Христиане той эпохи верили и в Святого Духа. Но ничего не сказано о вере в почитание девы Марии, матери Христа, как и о почитании Церкви.
Лишь через 56 лет состоялся другой Собор, на котором к символу веры Христиан было добавлено это о Христе:
Нас ради, людей, и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
Тут уже просто упомянута Мария Дева - тут лишь именно упомянуто и сказано о том, что благодаря Духу Святому с Одной стороны и Марии Деве - с другой стороны, Христос, Сын Божий (и Бог) воплотился и стал человеком. Дескать, Он до этого был Богом, а затем после этого (после непорочного зачатия) стал Человеком. И это благодаря Деве Марии, в том числе. Не больше и не меньше. При этом не указано, что Дева Мария святая!! В это верили Христиане конца 4 века н.э. в Римской империи, а может и за её пределами уже тоже. Но в этом символе веры конца 4 века ничего не сказано о почитании Марии, как ничего не сказано о том, что она - Богоматерь.
Если по этим двум версиям символам веры Христианства сравнить то, во что точно верили христиане начала 4 века и конца 4 века, есть некоторая разница - в последней версии добавлены слова о Марии. В никейском символе веры Мария не упомянута даже вовсе - о поклонении ей не говорится ни слова. Позднее на Соборе 381 года Марию почему-то внесли в символ веры, но там есть лишь упоминание о ней в связи с вочеловечиванием и воплощением Бога-Сына. Едва ли это упоминание можно понять так, что Христиане молились Марии, считая её Богоматерью.
А ещё позднее (через 50 лет примерно) был созван ещё один собор в городе Эфесс (этот собор известен, как Ефесский или Третий Вселенский собор). Он состоялся в 431 году и на нём было решено, что правомерно и законно называть Деву Марию именно Богоматерью и Богородицей. Собор постановил, что те, кто не хотят Марию называть Богородицей, но называли её Христородицей, являются еретиками. Из этого можно сделать заключение: именно с 5 века н.э. лидеры Христиан уже решили начать почитать Марию и начать молиться ей, как Богородице, то есть Той, Кто родила Самого Бога (-Сына-Христа).
Надо отметить, что поводом к Эфесскому собору послужил тот факт, что в среде Христиан было распространено учение Нестория, архиепископа Константинопольского (428—431), который считал, что пречистую Деву Марию следовало называть не Богородицей, а Христородицей, так как у Бога (а речь о Сыне-Боге, то есть Христе) не может быть матери. Интересно, что тот самый Несторий был главным епископом (архиепископом) столицы Византии, Константинополя. И не только он один так думал - многие Христиане и их лидеры даже и на тот момент не считали Марию Богородицей, так как они не считали, что она родила Бога-Христа, но считали, что она родила человека Христа (или просто тело человеческое, в котором воплотился Христос-Бог). И таких епископов (лидеров общин Христиан), как Несторий, было тогда, вероятно, много сотен по всей бывшей Римской империи. Я полагаю, что на том Соборе, который был созван по решению императора Восточной Римской империи (позднее Византии), Феодосием Вторым.
Итак, по решению императора Феодосия III Вселенский Собор осудил ересь Нестория и подтвердил православное учение о том, что следует исповедовать в Иисусе Христе одно Лицо (ипостась) и два естества — Божеское и Человеческое, а Божию Матерь восхвалять как Приснодеву и истинную Богородицу. Приснодева - это ВЕЧНАЯ Девственница. Думаю, точно можно предположить, что именно с 431 года после Третьего Вселенского Собора всем Христианам отныне было велено считать Марию ВЕЧНОЙ ДЕВСТВЕННИЦЕЙ. Им было отныне велено почитать Марию, как Божественную и вечную Богородицу. Это означало: теперь правомерно молиться Марии. Это до сих пор делают православные и католики - они молятся Марии. При этом удивительно и то, что католики никогда не называют Марию Богоматерью или Богородицей. Почему они нарушают решение Третьего Вселенского Собора? Просто потому, что уже тогда Римская империя разделилась на Запад с его германскими королевствами и Восток (то, что позднее стало известно, как Византия). Более того, участники собор, не соизволив даже дождаться легатов Римского Папы и зная о том, что сам Несторий и очень и очень многие епископы из числа его сторонников отказались прибыть на Собор или ещё не прибыли, уже постановили: Несторий и его стороники являются еретиками и преданы анафеме. Интересно, что прибывшие ещё позже в Эфес Иоанн Антиохийский с восточными епископами отказались принять решения собора, собранного епископом Александрии, Кириллом, без их участия, и составили свой собственный собор из 43 епископов, для заседаний которого епископ Эфесский Мемнон не дал священного здания. Это собрание лишило Кирилла и Мемнона епископства и права священнодействия, а прочих участников собора, ныне известного в Православии, как Третий Вселенский собор в Эфессе, отлучило от Церкви впредь до их раскаяния.
[b]Очень интересно и то, что Эфесский собор до сих пор не признаётся Ассирийской церковью Востока и Древней Ассирийской церковью Востока.[/b]
И именно потому, что фактически решение осудить Нестория и его сторонников на соборе в Эфессе было принято ещё до прибытия легатов Папы Римского (а этот факт был проявлением неуважения и недоверия по отношению к ним), Римская Католическая Церковь, пусть и официально признаёт итоги собора, тоже никогда не называла в прошлом и не называет Марию Богородицей ни устно, ни в письменном виде. Это как бы согласие с Третьим Собором в Эфессе Римской Католической Церкви по сути же является молчаливым и не официальным непринятием решений Собора Римской Католической Церковью и Папой Римским. При этом католики, как и православные, всё-таки молятся Марии, но называют её даже и в своих молитвах только святой Девой Марией, но точно не святой Богородицей.
А вот молятся ли Марии верующие Ассирийской Церкви Востока? Не уверен в этом... Вероятно, нет. Хотя в Москве не далеко от моего дома всё-таки есть Храм этой Церкви и он назван официально так: Храм Мат Марьям (во имя Пресвятой Девы Марии).
Очевидно, что в этой Церкви, чтобы она не слишком сильно отличалась от Церквей Православных и Римской Католической Церкви, имеется некий культ почитания Марии - поэтому Храм назван так в её честь. Но Марию никто в Этой Церкви не считает Богородицей или Богоматерью. И я вовсе не исключаю даже и того, что они не особенно молятся Марии, а может и не молятся ей вообще никогда и никогда и не молились ей. При этом в храмах Этой Церкви нет ни одной иконы. Думаю, что из всех не протестантских Церквей Ассирийская Церковь ближе всех находится именно к протестантам... И при этом никакая реформация никогда не касалась Этой Церкви - ТАК там было всегда, то есть, как минимум, в течение всех последних 16 столетий точно. Не правда ли, интересный факт?
Очевидно то, что Христианство, как оно было разделено в отношении к почитанию Марии в 5 веке н.э., так и до сих пор очень и очень разделено: есть много протестантских Церквей, которые не считают Марию той, которой можно и нужно молиться - культа почитания Марии в этих Церквах нет вообще. А вот католики, пусть и почитают Марию, но в нарушение решений Третьего Вселенского Собора в Эфессе почему-то отказываются называть святую Марию Богоматерью и Богородицей.
Но, если отбросить все Предания католиков и православных о матери Иисуса, что же написано в Писании Христианства (в книгах Нового Завета) о Марии? Об этом, если Бог позволит, расскажу позднее. А пока интересно узнать ваше мнение об обсуждаемой теме, уважаемые любители истории.