Рагнар Лодброк ― потомок Одина, величайший викинг и легенда Дании. Но, казалось бы, что общего у него с Рюриком, которого наши предки согласно Повести временных лет призвали на Русь править? Правда ли, что сам Рагнар - наполовину русский? Неужели они и в самом деле были близкими родственниками? И почему враждовали Рагнар и Рюрик?
Рагнар Лодброк - благодаря сериалу «Викинги» считается простым викингом, который только благодаря личным талантам смог стать конунгом и завоевать Париж. Вот только на самом деле, если верить сагам, скорее всего он был сыном знаменитого конунга Сигурда Кольцо из рода Инглингов. А Инглинги вели свою родословную от Ингви-Фрейра - Бога древних скандинавов и внука самого Одина. Тот самый Рагнар Лодброк был одним из наиболее влиятельных военных вождей Дании. кстати, короли Швеции считались его потомками, по линии его сына Бьерна Железный Бок. При этом знаем мы о нем не много. Ну а что мы знаем о Рюрике? Вообще то еще меньше. Что пришел он на славянские земли, если верить Повести временных лет в 862 году вместе с братьями Синеусом и Трувором: «И от тех варягов прозвалась Русская земля».
Ну тогда с чего бы легендарному конунгу Рагнару ненавидеть какого то Рюрика, сидевшего в далеком Новгороде? Все дело в том,что по одной из версий наш Рюрик из Повести Временных лет на Западе был известен как Рёрик Ютландский. Как и Рагнар Лодброк, РЁРИК принадлежал к династии Скьёльдунгов, то есть он тоже потомок Одина. Рёрик также - один из наиболее успешных датских конунгов на службе у Каролингов. Да и жил он в тоже время, что и Рагнар Лодброк. Если Рюрик и Рёрик - одно лицо, то наш Рюрик был еще и единственным русским правителем, державшем в страхе Европу. Его называли «язвой христианства». Как и Рагнар Лодброк родился он в Ютландии, части будущей Дании. Удивительно, но их судьбы очень похожи. Оба сражались за власть в Дании и грабили Англию. Набеги под предводительством Рёрика как и набеги Рагнара поставили под угрозу существование Франкии. Ну а теперь - к тому, как они были связаны между собой. Оказывается, Рагнар Лодброк и Рёрик - … родственники! Причем достаточно близкие! Рёрик Ютландский- по одной из версий является правнуком Ауд Богатой, но правнуком Ауд был и тот самый Рагнар Лодброк.
Хорошо, они жили в одно время, были близкими родственниками. Ну а как складывались отношения Рюрика и Рагнара? Оказывается, отвратительно! Их кланы сражались за то, чтобы править Данией! да и вообще представители этой династии дружеских чувств к родственникам не испытывали. Не принято было. Еще их общий предок - отец прабабки Ауд Богатой - сначала подговорил зятя убить родного брата, а потом сам убил и его. Род Рюрика - Рёрика Ютландского восходит к ее сыну как раз от этого, первого убитого отцом мужа, которого кстати тоже звали Рёрик. Кстати, еще одна их родственница - жена Ярослава Мудрого Ингигерда. То есть, получается Ярослав Мудрый и Ингигерда были родственниками, оба происходили от Ауд и ее первого мужа - Рёрика Метателя Колец. Еще один потомок первого мужа Ауд - тот самый принц Гамлет, или Хамлет, который получается тоже близкий родственник нашему Рюрику. А вот род Рагнара Лодброка восходит к сыну от второго брака. Все дело в том, что после убийства мужа, Ауд отреклась от отца и убежала с сыном в Гардарики, то есть к нам, на Русь!
И вот тут-то начинается самое интересное. На Руси она снова вышла замуж - за конунга Руси Радбарта! Вот к их сыну-то и восходит род Рагнара Лодброка. Вполне возможно, что все это происходило в Ладоге, ведь там еще с середины VIII века существовало скандинавское поселение, называемое в сагах Альдейгьюборг. Конунг Руси Радбарт, прадед Рагнара упоминается не только в сагах, но и у Саксона Грамматика в «Деяниях данов». Поскольку вышла замуж она без согласия отца,тот, желая наказать дочь, пошёл войной против Радбарда, но погиб в пути около Карельского перешейка. Вот так и получается, что дед и прадед легендарного Рагнара Лодброка - родом с Руси!
Итак, предполагаемый Рюрик-Рёрик Ютландский и Рагнар Лодброк оба связаны с Русью и к тому же достаточно близкие родственники, но почему же они ненавидели друг друга? Оказывается, именно их родственные связи и привели к тому, что Рагнар и Рёрик столкнулись друг с другом! Всё дело в том, что их кланы враждовали. То ли дядя, то ли старший брат нашего Рёрика - Харальд Ворон претендовал на трон Дании, и даже смог на нем посидеть некоторое время, но потерял. К тому моменту, как Рёрик вырос, правителем Дании был уже Рагнар Лодброк.
С помощью Рёрика Харальд попытался вернуть себе трон, пока Рагнар Лодброк был в очередном набеге. Но попытка провалилась, а Харальд и Рёрик были изгнаны. Ну а дальше развивались известные всем нам события.. Рагнар продолжал свои набеги на запад, захватив земли в Англии и разграбив Париж. Изгнанный Рёрик тоже некоторое время искал удачи в западных землях, грабил Империю Франков. Получил от императора Лотаря I земли Фризии в награду за службу. Оттуда он якобы и отправился на Русь. Вот такая вот интересная история. Получается, если бы Рагнар не отстоял свой трон, то не было бы на Руси никаких Рюриковичей?
Все бы хорошо, вот только Рюрика и Рагнара объединяет еще одно обстоятельство - достоверных источников, подтверждающих существование Рагнара, как и Рюрика - нет. О Рагнаре мы знаем только из скандинавских саг.
Что касается тождества Рюрика и Рёрика Ютландского сегодня есть много противников этой гипотезы, в том числе и среди известных ученых. Вся жизнь Рёрика Ютландского связана с борьбой за фризские земли, не видно чтобы он проявлял хоть малейший интерес к землям новгородских славян. Очень серьезный аргумент против - сообщения европейских хроник о встрече Рёрика с Карлом Лысым в начале 870-х годов, а также возвращение ему фризских земель. Но в это время судя по русским летописям он уже княжит на Руси. Управлять землями во Фрисландии и в Гардарики одновременно он точно не мог гипотезу соответствия Рюрика и Рерика поддержали и историк Георгий Вернадский, и академик Борис Рыбаков, и многие другие учёные. Согласно этой гипотезе Рерика славяне выбрали из-за его громкой славы. ведь за несколько лет до появления норманнов в Новгороде Рёрик был организатором всех главных набегов викингов на Западную Европу! В Новгороде у него была своя корысть - новые торговые пути для фризской торговли. То есть он приехал, основал здесь новую торговую колонию и уехал обратно, но оставил о себе такую хорошую память, что остался в истории как основатель государства. Археологи подтверждают присутствие фризских торговцев и купцов в Ладоге во второй половине VIII века. Так что обращение именно к нему вроде бы выглядит вполне логично. А представляете, ведь и Рагнар Лодброк мог оказаться на Руси)
Рогнар и Рюрик
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 1566
- Зарегистрирован: 18.10.2019
- Откуда: Moscow
Рогнар и Рюрик
Есть только две бесконечные вещи Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной не уверен. - Эйнштейн
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 1566
- Зарегистрирован: 18.10.2019
- Откуда: Moscow
Re: Рогнар и Рюрик
Рарог - Рериг - Рюрик

Рарог (чеш. и словац. Rarog, Raroh, Raroch, Rarašek, пол. Raróg, укр. Раріг) — в славянской мифологии огненный дух, связанный с культом очага. Рарога представляли в образе птицы (обычно хищной) или дракона с искрящимся телом, а также в виде огненного вихря.
В чешских и словацких народных верованиях демона называют Rároh (Raroh), Rároch (Raroch), Rarách (Rarach), Rarášek, Raraš, Radášek; в польской демонологии его называют Raróg, в украинской — Раріг.
Праславянское *rarogъ (*warogъ?) «сокол, ястреб» восходит к праиндоевропейскому *worogho-no- или *waragho-no- «вид хищной птицы (ястреб, сокол)». Древнерусская и кашубская формы, предположительно, указывают на славянскую праформу *varogъ «огненное божество в образе птицы».
Чешский краевед А. Гайны составил обстоятельный очерк о Рарашке. Его представляют в виде летящего над горизонтом огня. Также Рарашком называют бурный ветер, пылевой вихрь. Если Рарашек враждебен человеку, он разносит и обращает в прах весь его несжатый хлеб. Рарашку приписывается способность превращаться в различных птиц и зверей. Это демон огненного тела и, превращаясь в змею, днём и ночью испускающий искры. Рарашек представляется волшебной птицей, перья которой обладают магической силой. Из зоба этой чудодейственной птицы вылетает зной.
Согласно чешским поверьям, Рарашек появляется на свет из первого яйца первой кладки чёрной курицы, которое вместо курицы высидит человек, засевший на печь на девять дней и ночей, при условии, что он не будет молиться и мыться. Рарога представляли в образе птицы (обычно хищной — сравни чеш. raroh — сокол) или дракона с искрящимся телом, пламенеющими волосами и сиянием, вырывающимся изо рта, а также в виде огненного вихря (сравни огненного змея и литовского Айтвараса).
Вера в рарашка в некоторых местах была смешана с другим духом-обогатителем — скршитеком (skřítek).
Роман Якобсон рассматривая рарога упоминает чеш. járašek, словен. rárog, rárožica, járog, хорв. rarov, лит. ràragas, vãnagas.
Имя Рарога-Рарашека возможно связано с именем Сварога. Вячеслав Иванов и Владимир Топоров на основе одного любовного заговора восстанавливают для русской мифологии аналогичный Рарогу-Рарашеку образ Страха-Раха как воплощение огненного ветра — суховея. Возможно Рарог-Рарашек также связан с иранским божеством Веретрагной, одна из инкарнаций которого — сокол. Табуированием и преобразованием того же имени можно объяснить и кашуб. Twarog и тому подобное. По-видимому, образ Рарога как огненного духа (ранее, возможно, и божества) был общеславянским.
В польских народных верованиях Рарог — это мифическое крошечное существо (может поместиться даже в кармане), которое приносит людям счастье.
В честь Рарога названа вулканическая впадина (патера) на Ио, спутнике Юпитера.

Атакующий сокол герб князя-воеводы Рюрика-Рерига...
Предположительно, по культу Рарога одно из западнославянских племён (возможно, среди ободритов) называлось *Rarog-, в континентальной германской передаче Reregi (Адам Бременский; Саксонский анналист). Вероятно, однокоренное название имел западнославянский эмпорий Рерик неопределенной локализации на племенной территории ободритов. П. Шафарик (1863) интерпретировал название торгового центра Рерик как Рарог, а название народа ререги как рарожане. Шафарик указывал также на название польской деревни Raróg в Плоцком крае и подобные имена других славянских городов и замков со значением «Орел», «Сокол», «Ястреб».
Начиная с историка XIX века С. А. Гедеонов ряд сторонников западнославянского происхождения русского князя Рюрика объясняют его имя из слова рарог или ререк («сокол»). Лингвист Е. А. Мельникова отмечает, что выведение имени Рюрик из поморско-славянского слова «rerig» («сокол») лингвистически невероятно. Лингвист С. Л. Николаев пишет, что полабско-ободритское *rorög, *ræreg и имя Рюрик являются не более чем созвучием, и называет утверждения об их связи околонаучными спекуляциями. Переселение полабско-одерских славян на территорию Руси не засвидетельствовано; в древнерусском языке имя князя-переселенца, если бы он был ободритом или рюгенцем, имело бы форму *Рярегъ или *Рарюгъ.

Рарог (чеш. и словац. Rarog, Raroh, Raroch, Rarašek, пол. Raróg, укр. Раріг) — в славянской мифологии огненный дух, связанный с культом очага. Рарога представляли в образе птицы (обычно хищной) или дракона с искрящимся телом, а также в виде огненного вихря.
В чешских и словацких народных верованиях демона называют Rároh (Raroh), Rároch (Raroch), Rarách (Rarach), Rarášek, Raraš, Radášek; в польской демонологии его называют Raróg, в украинской — Раріг.
Праславянское *rarogъ (*warogъ?) «сокол, ястреб» восходит к праиндоевропейскому *worogho-no- или *waragho-no- «вид хищной птицы (ястреб, сокол)». Древнерусская и кашубская формы, предположительно, указывают на славянскую праформу *varogъ «огненное божество в образе птицы».
Чешский краевед А. Гайны составил обстоятельный очерк о Рарашке. Его представляют в виде летящего над горизонтом огня. Также Рарашком называют бурный ветер, пылевой вихрь. Если Рарашек враждебен человеку, он разносит и обращает в прах весь его несжатый хлеб. Рарашку приписывается способность превращаться в различных птиц и зверей. Это демон огненного тела и, превращаясь в змею, днём и ночью испускающий искры. Рарашек представляется волшебной птицей, перья которой обладают магической силой. Из зоба этой чудодейственной птицы вылетает зной.
Согласно чешским поверьям, Рарашек появляется на свет из первого яйца первой кладки чёрной курицы, которое вместо курицы высидит человек, засевший на печь на девять дней и ночей, при условии, что он не будет молиться и мыться. Рарога представляли в образе птицы (обычно хищной — сравни чеш. raroh — сокол) или дракона с искрящимся телом, пламенеющими волосами и сиянием, вырывающимся изо рта, а также в виде огненного вихря (сравни огненного змея и литовского Айтвараса).
Вера в рарашка в некоторых местах была смешана с другим духом-обогатителем — скршитеком (skřítek).
Роман Якобсон рассматривая рарога упоминает чеш. járašek, словен. rárog, rárožica, járog, хорв. rarov, лит. ràragas, vãnagas.
Имя Рарога-Рарашека возможно связано с именем Сварога. Вячеслав Иванов и Владимир Топоров на основе одного любовного заговора восстанавливают для русской мифологии аналогичный Рарогу-Рарашеку образ Страха-Раха как воплощение огненного ветра — суховея. Возможно Рарог-Рарашек также связан с иранским божеством Веретрагной, одна из инкарнаций которого — сокол. Табуированием и преобразованием того же имени можно объяснить и кашуб. Twarog и тому подобное. По-видимому, образ Рарога как огненного духа (ранее, возможно, и божества) был общеславянским.
В польских народных верованиях Рарог — это мифическое крошечное существо (может поместиться даже в кармане), которое приносит людям счастье.
В честь Рарога названа вулканическая впадина (патера) на Ио, спутнике Юпитера.
Атакующий сокол герб князя-воеводы Рюрика-Рерига...
Предположительно, по культу Рарога одно из западнославянских племён (возможно, среди ободритов) называлось *Rarog-, в континентальной германской передаче Reregi (Адам Бременский; Саксонский анналист). Вероятно, однокоренное название имел западнославянский эмпорий Рерик неопределенной локализации на племенной территории ободритов. П. Шафарик (1863) интерпретировал название торгового центра Рерик как Рарог, а название народа ререги как рарожане. Шафарик указывал также на название польской деревни Raróg в Плоцком крае и подобные имена других славянских городов и замков со значением «Орел», «Сокол», «Ястреб».
Начиная с историка XIX века С. А. Гедеонов ряд сторонников западнославянского происхождения русского князя Рюрика объясняют его имя из слова рарог или ререк («сокол»). Лингвист Е. А. Мельникова отмечает, что выведение имени Рюрик из поморско-славянского слова «rerig» («сокол») лингвистически невероятно. Лингвист С. Л. Николаев пишет, что полабско-ободритское *rorög, *ræreg и имя Рюрик являются не более чем созвучием, и называет утверждения об их связи околонаучными спекуляциями. Переселение полабско-одерских славян на территорию Руси не засвидетельствовано; в древнерусском языке имя князя-переселенца, если бы он был ободритом или рюгенцем, имело бы форму *Рярегъ или *Рарюгъ.
Есть только две бесконечные вещи Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной не уверен. - Эйнштейн
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 1566
- Зарегистрирован: 18.10.2019
- Откуда: Moscow
Re: Рогнар и Рюрик
Рюриково городище
Вот как описывают драматические события той эпохи ряд списков «Повести временных лет» - Ипатьевский, Хлебниковский, Радзивиловский, Московский академический:
Археологические материалы подтверждают ладожскую версию. Официальной датой основания Старой Ладоги считается 753 год, а поселение в том месте было и ранее. Официальная дата основания Новгорода – 859-й, самые древние культурные слои датируются рубежом IX-X веков. То есть во времена Рюрика самого Новгорода еще не существовало, его резиденция находилась в Городище.
А согласно Иоакимовской летописи, Рюрик вообще был сыном дочери старейшины ильменских словен Гостомысла Умилы от некого варяжского князя. В Воскресенской летописи XVI века именно Гостомысл объявляется инициатором призвания варягов на Русь.
Как бы то ни было, если легендарный князь Рюрик вообще существовал, как историческая личность – живой человек, то он дошел до нынешнего Новгорода и поставил на современном Городище княжий двор. Одного беглого взгляда на карту или окрестности достаточно, чтобы понять логику такого шага.
Местоположение Новгорода стратегически куда более выгодно, нежели Ладоги. Городище на берегу Волхова, на окруженном заливными лугами и болотами высоком мысу. Отсюда легко контролировать торговые пути, идущие из стран Балтики в Византию и на мусульманский Восток: и «из варяг в греки», и «из варяг в арабы».
По археологическим данным, поселение имело D-образную форму, что роднит его со многими западно-славянскими укреплениями викингов. Первоначальная его площадь составляла около 1-1,2 ГА, в XII веке увеличилась до 4-7 ГА. Его окружал земляной вал с деревянными укреплениями – городнями. И ров, который датируют 850-900 годами. Словом, здесь стояло что-то похожее на эту деревянную крепость – декорации для съемок исторического сериала «Рюриковичи».
Но ни княжеский двор, ни другие постройки до нашего времени не дошли.
Спросите, зачем мы так подробно погрузили вас в историю? Для понимания! Хотим наглядно донести мысль, что при Рюрике именно в этом месте, в этой точке был политический и экономический центр древнерусского государства. Современная Россия начиналась здесь, на Рюриковом городище! Поэтому мы и назвали это место сакральным для каждого российского путешественника.
Уже после смерти легендарного князя его сподвижник Олег и Рюриков сын Игорь именно отсюда пошли на Царград, заключили мир с Византией, по дороге захватили Смоленск и Любич, а придя в Киев, убили правящих там варягов не своего рода – Аскольда и Дира, и объявили Киев столицей своего государства. Это все вы легко можете почерпнуть из учебников истории. Но проникнуться историей, кожей ощутить «начало начал» возможно только здесь, на берегах Волхова.
В начале XI века Ярослав Мудрый перенес свою резиденцию из Городища к Торгу на современное Ярославо дворище в Новгороде.
Когда роль князя в Новгородской республике снизилась, уступив первенство новгородскому посаднику, Городище снова стало княжеской резиденцией. Здесь располагались княжеский дворец и гридница, административные и хозяйственные помещения, ремесленные мастерские, церкви и архив. Частью резиденции была и церковь Спаса-на-Нередице. И тогда же, в 1103 году здесь появился Благовещенский собор, руины которого так заботливо сохраняют для нас музейные работники.
Его поставил на Городище сын Владимира Мономаха князь Мстислав Владимирович в честь рождения своего первенца Всеволода, в крещении Гавриила. Благовещенский собор, второй по величине после Софийского. В отличие от кафедрального Софийского собора, Благовещенский выполнял функцию придворного, княжеского храма, а находящийся почти напротив него на противоположном берегу Волхова Георгиевский собор Юрьева монастыря стал княжеской усыпальницей. Такая соборная перекличка через Волхов.
Вот как описывают драматические события той эпохи ряд списков «Повести временных лет» - Ипатьевский, Хлебниковский, Радзивиловский, Московский академический:
Однако в других списках все той же «Повести» (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов, Софийская I-я летопись, Московский летописный свод кон. XV в., Воскресенская летопись, Тверской сборник, Никоновская летопись, Ермолинская летопись и др.), вместо Ладоги указан Новгород, а фразы про основание Ладоги и Новгорода отсутствуют:В год 6370 (862). И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные – норманны и англы, а еще иные готы – вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой – Синеус, – на Белом озере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренные жители в Новгороде – славяне, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.
Кажется, перечислен весь «Северный союз», знакомый с лекций по истории времен учебы в СПбГУ: словене ильменские, кривичи псковские, весь, чудь и меря.
.И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро…
В двух старейших пергаментных списках «Повести временных лет» – Лаврентьевском конца XIV и сгоревшим Троицком начала XV века – текст поврежден. Из них невозможно почерпнуть, где же именно начал править Рюрик
Археологические материалы подтверждают ладожскую версию. Официальной датой основания Старой Ладоги считается 753 год, а поселение в том месте было и ранее. Официальная дата основания Новгорода – 859-й, самые древние культурные слои датируются рубежом IX-X веков. То есть во времена Рюрика самого Новгорода еще не существовало, его резиденция находилась в Городище.
А согласно Иоакимовской летописи, Рюрик вообще был сыном дочери старейшины ильменских словен Гостомысла Умилы от некого варяжского князя. В Воскресенской летописи XVI века именно Гостомысл объявляется инициатором призвания варягов на Русь.
Как бы то ни было, если легендарный князь Рюрик вообще существовал, как историческая личность – живой человек, то он дошел до нынешнего Новгорода и поставил на современном Городище княжий двор. Одного беглого взгляда на карту или окрестности достаточно, чтобы понять логику такого шага.
Местоположение Новгорода стратегически куда более выгодно, нежели Ладоги. Городище на берегу Волхова, на окруженном заливными лугами и болотами высоком мысу. Отсюда легко контролировать торговые пути, идущие из стран Балтики в Византию и на мусульманский Восток: и «из варяг в греки», и «из варяг в арабы».
По археологическим данным, поселение имело D-образную форму, что роднит его со многими западно-славянскими укреплениями викингов. Первоначальная его площадь составляла около 1-1,2 ГА, в XII веке увеличилась до 4-7 ГА. Его окружал земляной вал с деревянными укреплениями – городнями. И ров, который датируют 850-900 годами. Словом, здесь стояло что-то похожее на эту деревянную крепость – декорации для съемок исторического сериала «Рюриковичи».
Но ни княжеский двор, ни другие постройки до нашего времени не дошли.
Спросите, зачем мы так подробно погрузили вас в историю? Для понимания! Хотим наглядно донести мысль, что при Рюрике именно в этом месте, в этой точке был политический и экономический центр древнерусского государства. Современная Россия начиналась здесь, на Рюриковом городище! Поэтому мы и назвали это место сакральным для каждого российского путешественника.
Уже после смерти легендарного князя его сподвижник Олег и Рюриков сын Игорь именно отсюда пошли на Царград, заключили мир с Византией, по дороге захватили Смоленск и Любич, а придя в Киев, убили правящих там варягов не своего рода – Аскольда и Дира, и объявили Киев столицей своего государства. Это все вы легко можете почерпнуть из учебников истории. Но проникнуться историей, кожей ощутить «начало начал» возможно только здесь, на берегах Волхова.
В начале XI века Ярослав Мудрый перенес свою резиденцию из Городища к Торгу на современное Ярославо дворище в Новгороде.
Когда роль князя в Новгородской республике снизилась, уступив первенство новгородскому посаднику, Городище снова стало княжеской резиденцией. Здесь располагались княжеский дворец и гридница, административные и хозяйственные помещения, ремесленные мастерские, церкви и архив. Частью резиденции была и церковь Спаса-на-Нередице. И тогда же, в 1103 году здесь появился Благовещенский собор, руины которого так заботливо сохраняют для нас музейные работники.
Его поставил на Городище сын Владимира Мономаха князь Мстислав Владимирович в честь рождения своего первенца Всеволода, в крещении Гавриила. Благовещенский собор, второй по величине после Софийского. В отличие от кафедрального Софийского собора, Благовещенский выполнял функцию придворного, княжеского храма, а находящийся почти напротив него на противоположном берегу Волхова Георгиевский собор Юрьева монастыря стал княжеской усыпальницей. Такая соборная перекличка через Волхов.
Есть только две бесконечные вещи Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной не уверен. - Эйнштейн
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 1566
- Зарегистрирован: 18.10.2019
- Откуда: Moscow
Re: Рогнар и Рюрик
Древнерусские летописи начали составляться 150—200 лет спустя после смерти Рюрика на основе устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Древнейшим сохранившимся источником о Рюрике является сказание о призвании варягов, содержащееся в списках «Повести временных лет» XIV—XVI веков (самый ранний сохранившийся список которой читается в составе суздальской Лаврентьевской летописи 1377 года), восходящих к редакциям начала XII века. Независимым от «Повести временных лет» источником является Новгородская первая летопись младшего извода XV века, однако «Повесть временных лет» и Новгородская первая летопись, по мнению филолога и ведущего исследователя летописания А. А. Шахматова (концепция которого по истории летописания в основных деталях принята большинством учёных) восходят к общему источнику конца XI века, названному им «Начальный свод» и уже содержавшему сказание о призвании варягов. Текст «Начального свода» частично сохранился также в Новгородской четвёртой и Софийской первой летописях XV века. Все прочие источники, летописи, жития и др., упоминающие Рюрика, напрямую и опосредованно заимствуют эту фигуру из ранних летописей. В русском источнике в сжатом виде сообщение о призвании на Русь варягов во главе с Рюриком и его братьями появляется во второй редакции «Летописца вскоре Никифора», входящего в состав памятника церковного происхождения пергаменной Новгородской кормчей книги, в которой почти нет новгородских известий, но есть относительно много ростовских известий, в том числе редчайших записей, относящихся к 1260—1270 годам, вставленных современником событий — ростовским летописцем.
Есть только две бесконечные вещи Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной не уверен. - Эйнштейн
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 1566
- Зарегистрирован: 18.10.2019
- Откуда: Moscow
Re: Рогнар и Рюрик
Первая русская летопись называется «Повесть временных лет». Она была написана в 1110-1118 годах в Киеве. Она описывает события за большой период времени. Она состоит из статей, которые описывали временные промежутки. Автором этой летописи считается монах Нестор. Следует отметить, что Нестор, как автор, упоминается только в более поздних версиях истории, но для историков он считается первым летописцем. Служил он в Киево-Печерской лавре. Нестор описывает события с библейских времен до 1117 года. Название первой русской летописи звучит так же как и первые строчки летописи.
Есть только две бесконечные вещи Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной не уверен. - Эйнштейн
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 1566
- Зарегистрирован: 18.10.2019
- Откуда: Moscow
Re: Рогнар и Рюрик
Кстати, в "Повести временных лет" постоянно подчеркивается славянское происхождение Руси. Кроме того, важно, что среди названий русских городов нет ни одного скандинавского, а ведь варяги на Руси очень активно строили города.
Фомин приводит еще один аргумент, подтверждающий, что Рюрик и два его брата были славянами. Это легенда, записанная французским ученым Мармье в Прибалтике в 30-х годах ХIХ века. Она гласит, что у короля славян-бодричей было три сына - Рюрик Миролюбивый, Сивар Победоносный и Трувор Верный. Они пошли на Восток и сели княжить в Новгороде, Изборске и Белоозере. После смерти братьев Рюрик объединил их владения со своими и стал основателем династии Рюриковичей на Руси.
Пытаясь все же отыскать скандинавские корни варягов, Фомин обратился к знаменитым исландским сагам. Однако там нет даже упоминания о каких-либо русских князьях вплоть до Владимира Святославовича. Выходит, вплоть до правления Владимира норманны не имели связи с Русью. Более того, ни в одной саге не сказано, что Владимир состоял в родстве с норманнами, а русские князья представлены как чужие, неизвестные.
Важный вопрос - имена наших первых правителей. Считалось, что они скандинавские, и это одно из самых убедительных доказательств норманнской версии. Но Фомин утверждает, что имя Рюрик шведам вовсе не известно. А шведское имя Helge появилось лишь в XII веке, тогда как русское Олег - якобы производное от шведского - на самом деле старше на двести с лишним лет. Княгиню Ольгу исландские саги называют не Helga, как можно было бы предположить, а Allogia, то есть Ольга. Значит, оно тоже не связано со Скандинавией. Имена Игорь и Ингвар в древности тоже не смешивались. Иначе зачем было рязанскому князю Игорю Глебовичу называть сына Ингвар. Имя Игорь известно с X века, а Ингвар появилось на Руси лишь в конце XII века - в результате брака того самого князя Игоря Глебовича с норманкой.
Аргументы славянского происхождения варягов есть и у археологов, и у антропологов. Ученые отыскали на северо-западе современной России посуду, аналогичную той, что находят на южном побережье Балтики, в междуречье нижней Вислы и Эльбы. Также и клады - они очень похожи на южнобалтийские, зато не имеют ничего общего со скандинавскими. По словам ученых, они свидетельствуют, что торговля между Новгородской землей и Южной Балтикой началась в середине VIII века. И только через сто лет она добралась до Скандинавии. В свою очередь антропологи установили, что найденные в новгородской земле средневековые черепа ближе всего к находкам из славянских могильников междуречья Нижней Вислы и Одера.
Фомин указывает еще на одно принципиальное различие в поведении норманнов и варягов в IX веке: первые жили грабежом и насилием, наводя ужас на всю Западную Европу, а жители варяжской Руси строили города и участвовали в создании Древнерусского государства.
Фомин приводит еще один аргумент, подтверждающий, что Рюрик и два его брата были славянами. Это легенда, записанная французским ученым Мармье в Прибалтике в 30-х годах ХIХ века. Она гласит, что у короля славян-бодричей было три сына - Рюрик Миролюбивый, Сивар Победоносный и Трувор Верный. Они пошли на Восток и сели княжить в Новгороде, Изборске и Белоозере. После смерти братьев Рюрик объединил их владения со своими и стал основателем династии Рюриковичей на Руси.
Пытаясь все же отыскать скандинавские корни варягов, Фомин обратился к знаменитым исландским сагам. Однако там нет даже упоминания о каких-либо русских князьях вплоть до Владимира Святославовича. Выходит, вплоть до правления Владимира норманны не имели связи с Русью. Более того, ни в одной саге не сказано, что Владимир состоял в родстве с норманнами, а русские князья представлены как чужие, неизвестные.
Важный вопрос - имена наших первых правителей. Считалось, что они скандинавские, и это одно из самых убедительных доказательств норманнской версии. Но Фомин утверждает, что имя Рюрик шведам вовсе не известно. А шведское имя Helge появилось лишь в XII веке, тогда как русское Олег - якобы производное от шведского - на самом деле старше на двести с лишним лет. Княгиню Ольгу исландские саги называют не Helga, как можно было бы предположить, а Allogia, то есть Ольга. Значит, оно тоже не связано со Скандинавией. Имена Игорь и Ингвар в древности тоже не смешивались. Иначе зачем было рязанскому князю Игорю Глебовичу называть сына Ингвар. Имя Игорь известно с X века, а Ингвар появилось на Руси лишь в конце XII века - в результате брака того самого князя Игоря Глебовича с норманкой.
Аргументы славянского происхождения варягов есть и у археологов, и у антропологов. Ученые отыскали на северо-западе современной России посуду, аналогичную той, что находят на южном побережье Балтики, в междуречье нижней Вислы и Эльбы. Также и клады - они очень похожи на южнобалтийские, зато не имеют ничего общего со скандинавскими. По словам ученых, они свидетельствуют, что торговля между Новгородской землей и Южной Балтикой началась в середине VIII века. И только через сто лет она добралась до Скандинавии. В свою очередь антропологи установили, что найденные в новгородской земле средневековые черепа ближе всего к находкам из славянских могильников междуречья Нижней Вислы и Одера.
Фомин указывает еще на одно принципиальное различие в поведении норманнов и варягов в IX веке: первые жили грабежом и насилием, наводя ужас на всю Западную Европу, а жители варяжской Руси строили города и участвовали в создании Древнерусского государства.
Есть только две бесконечные вещи Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной не уверен. - Эйнштейн
Мобильная версия